Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 г.Владимира» Волкова Вера Викторовна Учитель математики первая квалификационная категория
Тема опыта:«Формирование у школьников опыта прохождения тестирования с целью подготовки выпускников к новой форме итоговой аттестации по математике за курс основной школы»
Актуальность Основные изменения, которые вносятся в систему государственной (итоговой) аттестации в 9 классе, связаны с общим направлением модернизации системы образования, которая, в частности, предполагает более современные способы и методы контроля, адекватные современным требованиям к подготовке учащихся общеобразовательных учреждений.
Эти изменения направленына обеспечение объективности и независимости процедуры оценивания учебных достижений учащихсяна усиление её дифференцирующих возможностейэто связано и с введением профильного обучения учащихся в старших классах, которое диктует обеспечение высокой дифференцируемости оценивания, с тем чтобы результаты экзамена могли использоватьсяпри формировании при наборе впрофильных классов учреждения системы среднего профессионального образования
«Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учащихся.» (Слова президента)
В свете изменения формы итоговой аттестации, актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие
ГИА можно рассматривать:как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный уровень).
На результаты ГИА влияют:уровень предметной подготовки;уровень тестовой культуры выпускника;психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
Значит надо готовить ребят к тестированию: проводить проверку усвоения знаний учащихся в форме тестов. Начинать нужно как можно раньше, используя все формы тестовых заданий:задания с выбором ответа;задания на дополнения, т.е вписание пропущенных слов;задания на установления правильной последовательности.
Надо учить школьника «технике сдачи теста»обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;обучение приему «спирального движения по тексту».
Техника сдачи теста
Принципы построения методической подготовки к ГИА:соблюдать «правило спирали» – от простых типовых до сложных заданий;тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое;переход к комплексным тестам разумен, когда у школьника накоплен запас общих подходов и есть опыт в их применении;все тренировочные тесты следует проводить в режиме жесткого ограничения времени;увеличивать максимальную нагрузку как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;нужно учить максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
Каждый ученик должен:иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей;знать свои пробелы в знаниях и стремиться устранить их;быть готовым к длительному самостоятельному занятию предметом;уметь объяснить каждый шаг своего решения. Обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, что достигается настойчивыми тренировками.
Задачи:изучить оригинальные приемы решения тестовых заданий;формировать твердое убеждение в успешности сдачи ГИА;приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;повысить интерес к предмету;приобщить детей к общечеловеческим ценностям;обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.
Результативность моей педагогической деятельности выражается в следующем:положительное отношение к предмету (60% учащихся проходят тестирование в рамках «Кенгуру-выпускникам»; желание и возможность результативно участвовать в олимпиадах, конкурсах);уровень качественной успеваемости составляет 46%; наличие учащихся, получивших аттестат особого образца – 4 человека.
Математика2009-2010 учебный год
Математикапо итогам 2009-2010 учебного года
Математикасредний балл за два учебных года
ЛитератураН.А. Ким. Технология подготовки учащихся к ЕГЭ. Математика. - Волгоград: Учитель, 2010.Л.В. Кузнецова. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Алгебра. – М.: Интеллект-Центр, 2010.И.В. Ященко. Подготовка к ГИА по математике в 2010 году. Методические указания. – М.: МЦНМО, 2009.А.Д. Барбитова.Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005 (Серия «Учебно-методический комплекс»).Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (Методические рекомендации). – Саратов: Министерство образования Саратовской области, 2009.М. Чибисова. Методический инструментарий психологической подготовки. Народное образование. 2008, №9.Г.Н. Макарова. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей. Завуч. 2003. №4.