Повышение качества знаний за счет здоровье сберегающих технологий в начальной школе Автор составитель: Петлякова Эльвира Николаевна гимназия № 19г. Ростов – на - Дону
В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы встал вопрос об организации
Основа содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образованияОдним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Интерес и мотивация на уроке не создает эффекта перегрузки.То, что вызывает отторжение или кажется бесперспективным,приводит к перегрузкепри небольших объемахматериала.
Здоровьесберегающие технологии по преодолении перегрузки
Виды учебной деятельности
Фронтальная работа является самым утомительнымвидом деятельности для детей младшего школьного возрастаИнформацияНакапливается через чтение восприятие слов учителязагружает памятьне развиваетмыслительные способностиснижает качество знаний
Фронтальная работасводитсяк минимуму за счет групповой работыРуководителемвыступаетучитель(1-2 класс)Заданияраспределенызаранее(3-4 класс)Дети сами договариваютсякто и что будет делать
Работа в группе1.Организатор.2.Секретарь.3.Критик.4.Контролер.5.Докладчик.Рекомендуется систематически менять состав и роли в детских группах
Правила работы в группеРаботать не очень громкоОдин говорит, другой слушаетМнение группы представляет одинчеловекКачество знаний улучшаетсяпри групповом обучении!Работа в группе эффективна и приводит к более высоким результатам в успеваемости
Двигательная активность на урокеДинамическая смена поз (сидя – стоя 2-3 раза за урок)Гимнастика перед началом уроковФизминутки с использованием ортопедических дорожекСпортивный час или урок здоровья(20 мин. Теория – 20 мин практика)Подвижные игры на переменах
Здоровьесберегающие технологии на уроках1.Личностное ориентирование через изучение моделей своего тела на уроках окружающего мира.(Можно вырезать контур тела ребенка в полную величину и вклеивать вместе с ним изучаемые внутренние органы из бумаги в виде аппликации)
Развитие кисти ребенкаИзготовление мешочков с крупой для перебирания пальчиками на физминутках урока.
Профилактика плоскостопияПрименение на уроках хождения поортопедической дорожке.(На дорожку пришиты пуговицы,бусы, шнур)
Улучшение осанки учащихсяИзготовление мешочков с солью,удержание и ношение их на головес целью улучшения осанки учащихся
"Уроки здоровья"факультативный курсдля начальной школы.Курс расчитан на 1-2 класс
Цель программы: становление валеологической культуры школьников.Задачи:Способствовать развитию сознания и самосознаниядетей, пониманию устройства своего организма.Способствовать развитию ответственности за личное здоровьеРазвивать практические навыки гигиенического воспитания.Формировать умение самостоятельно использовать элементарныетехнологии безлекарственного САМОоздоровления
Содержание программы. Данная программа рассчитана на 32ч.1. Беседа по теме «Знаешь ли ты свое тело».2. Экскурсия в медкабинет.3. Дневник здоровья. Дружи с водой.4. Практикум мед. Обследования. Забота о глазах.5.Загадки нашего тела. Мышцы кости суставы..6.Невидимки живущие в нашем теле. Легкие. Сердце.7.Неведимки живущие в нашем теле. Скелет.8.Силачи нашего тела. Мышцы.9. Уход за ушами, зубами.
10.Забота о коже.11. Как следует питаться.12. Как сделать сон полезным?13. Настроение в школе настроение после школы.14. Поведение в школе. Я - ученик.15. Вредные привычки.16. Вредные привычки.17. Осанка – стройная спина.18. «Телохранители» травматология.19. Как закаляться обтираться и обливаться.20. .Как правильно вести себя на воде.21. Лекарственные травы. Фиточаи.22. Лекарственные травы.
23. Народные игры.24.Городки – русская игра.25.Фитоаптека.26. Подвижные игры.27. Массаж. Пальчиковая гимнастика.28. Пальчиковая гимнастика.29. Подвижные игры.30. Закрепление пройденного.31. Театр «Айболит» инсценирование сказки.32. Театстрализация сказок, стихов.
В результате освоения курса «Уроки здоровья» учащиеся должны ЗНАТЬ:Устройства своего организма (элементарные сведения об анатомии человеческого тела).Роль природы в восстановлении и поддержании здоровья человека.Технологии безлекарственного оздоровления.
В результате освоения курса «Уроки здоровья» учащиеся должны УМЕТЬ:Вести дневник здоровья Выполнять дыхательные упражнения.Выполнять комплекс упражнений по профилактике близорукости.Правильно питаться.Заботиться об осанке.Пользоваться фиточаем.Выполнять профилактический массаж.Играть в подвижные игры.
Приглашаем науроки ЗДОРОВЬЯ!
Показатели качества знанийв классе где применяются здоровьесберегающие технологии
Анализ урока с позицийздоровьесберегающего аспекта1. Обстановка и гигиена класса (свежесть, проветривание)2. Виды учебной деятельности (4 – 7 видов за урок)3. Чередование уч.деятельности(7 -10 мин)4. Виды преподавания: словесное,Наглядное, аудиовизуальное, сам. работа(норма: не менее 3)
5.Смена позы учащихся.6. Физминутки, релаксация, дыхательнаягимнастика, массаж активных точек.7.Наличие вопросов, связанных создоровьем.8.Наличие мотивации деятельностиучащихся.9. Психологический климат на уроке – взаимоотношения между учителем идетьми (комфорт, сотрудничество,)10.Эмоциональные разрядки: шутки, улыбки.11.Плотность урока: 60 – 80% учебнаяработа.12.Темп окончания урока: спокойный.
ЛитератураМенчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе.-Москва «Вентана-Граф», 2008.Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде.-Сергиев Посад, 1995Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество Росии, 2005.-128 с.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Палат.- М.: Академия, 2005.- 272 с.