МАСТЕР-КЛАСС учителя географии МОУ Зиминский лицей Яковлевой Марины Георгиевны
Эффективные приёмы запоминания учебного материала
Цель: познакомить участников мастер - класса с некоторыми приёмами запоминания, показать эффективность их использования на уроках географии.
Актуальность темы:отсутствие знаний психофизиологических основ познавательной сферы, неумение создавать условия для развития памяти; необходимость запоминания большого объема информации в процессе учебной деятельности;создание условий, способствующих развитию эффективных приёмов усвоения учебного материала; оказание помощи учащимся в освоении и систематизации того объёма информации, который поможет им произвести самоанализ уровня владения различными способами запоминания.
ПамятьПамять – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить.
Процессы памяти
Виды памяти
Приёмы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приёмы запоминания:группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);план - совокупность опорных пунктов.
ГруппировкаАлгоритм действий:1. анализ имеющегося материала;2. выделение признака или признаков, по которым будет осуществляться группировка;3. разнесение по группам необходимой информации.
ГруппировкаЗапомните слова:Альпы, Волга, сосна, Кавказ, Байкал, тополь, Иссык - Куль, Обь, Карпаты, Дунай, берёза, Ладожское, дуб, Гималаи, ясень, Енисей, Балхаш, Днепр, Алтай, липа, Балатон, Рейн, Саяны, лиственница, Онежское, Амур, Памир, Чудское
Воспроизведите то, что запомнили
Группировка
Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков
КлассификацияРаспределите животных на группы: слон, кенгуру, вомбат, верблюд, муравьед, лев, кондор, утконос, пиранья
Проверьте себя
Выделение опорных пунктовПринципом данного приема является выделение из какого-либо содержания главной мысли, запомнив которую можно было бы восстановить исходное содержание
Выделение опорных пунктов Алгоритм действий:анализ материала;поиск ключевых слов, понятий, предложений, закономерностей;фиксация опорного пункта (слово, понятие, предложение и т.д.) в словесном или графическом виде.
Выделение опорных пунктовПриродная зона – крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животных.
Выделение опорных пунктов
Высотная поясность – это смена природных зон в горах с высотой
Итоговое заданиеС помощью каких приёмов можно запомнить эти географические термины:русло – углубление, по которому течёт река;воздушные массы – большие объёмы воздуха, отличающиеся друг от друга температурой, влажностью, запыленностью;речная система – река со всеми своими притоками;муссоны – ветры, меняющие направление два раза в год;речной бассейн – территория, с которой река собирает свои воды;водораздел – граница между речными бассейнами;климат – многолетний режим погоды
Приёмы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приёмы запоминания:группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);план - совокупность опорных пунктов.
"Память человеку необходима для всех проявлений души" Б. Паскаль
Спасибо за внимание!