Использование мнемотаблиц и тактильных дощечек в обучении старших дошкольников с нарушением зренияВыполнила воспитатель МДОУ «ЦРР Д/С №132» группы №7 «Дружные путешественники» Романченко Е.Х. г.Магнитогорск (218-815-795)
Понятие мнемотехникиМнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цель обучения с ее использованием –развитие: памяти(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной),мышления, внимания, воображения. Основа обучения -развитие творческого познания.
Актуальность применения мнемотехники- использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт .Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее образуя единое целое.Задачи использования мнемотехники -развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации(преобразование из абстрактных символов в образы);развитие речи; развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы использования мнемотаблиц: Этап №1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2-Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3-После перекодировки осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4-Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5-Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Что можно изображать в таблице: схематически возможно изображение главных героев сказки; явлений природы; понятных детям действий; предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.
Размер мнемотаблиц для детей с нарушением зрения мы рекомендуем форматом А4.
Использование тактильных дощечек. Цель-развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения. Материал для тактильных дощечек: мех(натуральный и искусственный), фольга, воск от свечи, разнообразная ткань, спички, крупа ,веревки, шнурки и т.д.
Этапы работы по тактильным дощечкамЭтап №1 - Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.Этап №2 - Вложить в руку ребенка тактильную дощечку с установкой ее потрогать.Этап №3 - Спросить у ребенка, что это ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, медведя, зубастого волка, колючего ежа).Этап №4 - Дать установку ребенку, чтобы он открыл глаза и еще раз пощупал (погладил) дощечку уже с открытыми глазами.
м
Большева Т.В.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие .2-е изд. испр .- СПБ .:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. Большева Т.В.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие .2-е изд. испр .- СПБ .:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. «Программы детского сада для детей с нарушением зрения четвертого вида» под редакцией Плаксиной Л.И. Москва «ГороД» 1999.