Формирование навыков чтения и письма у детей с нарушением интеллекта Выполнила: учитель начальных классов cпециальной (коррекционной) школы «Возможность» Бочкова Н.В
Причины нарушений в обучении первоначальным навыкам чтения Нарушение фонематического слуха у ребенка Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентировки Затруднение моторики глаза, перевода с одной буквы или строчки на другую Нарушение познавательной деятельности.
Пути коррекционного обучения Дифференцированный подход к учащимся с различными нарушениями. Дополнительное коррекционное воздействие Самостоятельная работа, как стимул повышения интереса к чтению Виды упражнений Прочитывание загадки. На табличках напечатаны загадки, на других - нарисованы отгадки, а на обратной стороне написаны ответы. Задания могут быть разными: найти загадку про что-то, а затем прочитать отгадку; одни ученики читают загадку, другие ищут отгадку. Игра. . На наборном полотне выставлены картинки. Ученики берут таблички с напечатанными предложениями или текстом, прочитывают и ставят под соответствующим рисунком. . Учитель изготавливает для чтения в один разворот. На обложке название, а на развороте - рисунок или подпись в виде отдельного слова, предложения или связного текста.
Специфические методы и приемы обучения чтению 1. Чтение «по следам анализа». Он заключается в том, что подлежащий чтению слог (а затем слово) анализируется по звуковому составу, составляется из букв разрезной азбуки и прочитывается. 2. Чтение по аналогии Слоговые таблицы 3. Работа над пониманием читаемого.
Упражнения для закрепления слитного навыка чтения Протяжное чтение Игра в «лабиринт». Работа по специально изготовленному пособию
Специальные приемы обучения чтению слогов Подготовка артикуляции , т.е. чтение по аналогии. Сна чала прочитываются слоги с буквой х, а затем — с к (ха-ка, хо-ко) Чтение сначала второй буквы слога — гласной, а затем уже слога целиком (а-ка, а-па, а-та, а-ба, а-га, а-да) Упражнения в составлении из азбуки и чтении пар букв, слогов, слов с твердыми и мягкими согласными: с —сь ко-лос — ка-рась т — ть мо-лот — мо-лоть си — сь ло-си — лось ни — нь о-ле-ни — о-лень Приемы чтения путем замены букв, чтения слов по подобию в слоговых таблицах (сам — сом, дом — лом, сон — сор).
Специальные приемы обучения чтению слов Упражнения в чтении слогов и слов с буквой ь Наращивание слогов и слов: pa-бра, ра-гра, вол — волк, вил — свил, кот — крот Изменение формы слова: мосты — мост, кусты —куст, листы — лист. Преобразование слов: кот— кто.
Специальные приемы обучения чтению слогов Упражнения в параллельном чтении: ра-бра-брат вол-волк ра-вра-врач пол-полк ра-гра-грач Упражнения в чтении по подобию: стол врач волк брат клюв стул грач полк брак ключ Упражнения в чтении слогов и слов со стечением согласных! брат, бра-ли, врач, вра-чи.
Трудности в обучении письму нарушения моторики мелких мышц ру ки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парапарезы и параличи. Недоразвитие анализаторов.
Порядок упражнений при обучении письму. Прежде всего, учащихся знакомят с рукописным начертанием буквы; Знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем слов. Трудности при письме здесь будут состоять в соединении букв; К первым письменным упражнениям относится списывание рукописного шрифта; Следующими являются упражнения в списывании печатного текста; Упражнения в дополнении одной буквы или слога; Письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным звукобуквенным анализом.
Подготовка учащихся к письму Развитие мелкой моторики руки. Работа на доске и альбомных листах Орнаментное рисование Написание элементов букв.
Презентации - помощники при обучение письму и чтению. Читаем слова Алфавит Склады Зайцева