Мастер-класс « ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОГО, ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» Автор: Кормщикова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №82» г.Кемерово Мастер – класс по теме «
Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Возьми коричневый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «М» и «м».
Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. 1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям. 2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н. 3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р. 4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с. 5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи. 6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу! 7) Летела муха около уха: ж-ж-ж. Летела оса около носа: с-с-с. Летел комар и звенел: з-з-з. Сел на лоб, мы его хлоп – И поймали: з-з-з. Пусть летит! Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
1) Читаем быстро, смотрим внимательно: ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ 2) Читаем гласные с ударением на одном из них: ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п. Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА 3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками): Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х 4) Читаем слова с наращиванием: По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»
У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения: Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп: ЖЗИ ТНО КТРИ ДРУ ЗБИ СТРУ Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал. Примеры скороговорок, используемых на уроках: Говори, говори, да не заговаривайся. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Летят три пичужки через три пустые избушки. Полили ли лилию, видели ли Лидию. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения
«Найди лишнюю букву» О И Б Я У Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д. «Найди лишнее слово» Прочитай. Обоснуй свой выбор. СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА «Фотоглаз» За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например: ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ «Да или нет?» Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить. Выпал снег, Алеша вышел загорать. Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед. Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание. «Дополни предложение» Кот мяукал... Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.
1) Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2) Назови одним словом. Чиж, ласточка, грач, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свекла, лук, капуста. Лошадь, корова, свинья, овца. Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. Липа, береза, ель, сосна. 3) Какое слово лишнее? Красивый, синий, красный, желтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо. 4) Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. 5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог. Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксер. Молоко, нерест, тарелка. Упражнения на развития навыка осознанного чтения
На каждом уроке использую такие приемы и методы как: 1. Чтение за учителем (за лидером). 2. Чтение в парах, групповое чтение. 3. Чтение с отрывом взгляда от текста. 4. Чтение с убыстрением темпа. 5. Чтение с переходом на незнакомый текст. 6. Жужжащее чтение. 7. Чтение в темпе скороговорки. Упражнения на развитие выразительности чтения
«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».
Спасибо! Желаю всем творческих удач, новых поисков и свершений!