Формирование навыков беглого и осознанного чтения младших школьников как средство развития мыслительной деятельности Зонова Нина Николаевна учитель начальных классов педагогический стаж 31 год высшая квалификационная категория МОУ СОШ с. Чудиново Орловского района Кировской области
Теоретическая интерпретация опытаПротиворечия:Между стремлением школы создать адаптивную образовательную среду , поддерживающую физическое, нравственное и духовное здоровье ученика и работой маленького школьника, подрывающего своё здоровье. Количество пропущенных дней по болезни учащимися 1 класса за 2006-2007 учебный год
Между требованием времени уметь быстро находить и ориентироваться в информации и низким уровнем мыслительной деятельности ученика.Диагностика сформированности понятийного мышленияВысокий уровень – 20-16 баллов;Средний уровень - 15-11 баллов;Низкий уровень – меньше 10 баллов.
Выявление факторов, мешающих быстрому чтениюВыбор программыСоздание условийдля развития мыслительной деятельностиПризнание успешности и неизбежности переменПути совершенствованиянавыковчтения
Сущность опыта
Система работы Изучение и учёт факторов, влияющих на совершенствование техники чтенияПроведение мониторинговых исследований по изучению мышления младших школьниковСоставление и проведение диагностических работ по определению уровней мыслительной деятельности и сформированности навыка чтенияФормирование познавательного интереса к самостоятельному чтению через использование индивидуальной карты.Организация деятельности учащихся и родителей с индивидуальным «Дневником читателя»
Требования к навыку чтенияТехника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой)Понимание текста(извлечение его смысла, содержания)
Устранение регрессииСпециальные упражнения:Чтение по слогамЧтение слов, отличающихся одной буквой ворота-ворона маки – раки полка-палка-пилкаЧтение родственных слов снег снежинка снежныйЧтение слов, близких по графическому облику вслух – глух – слух Отработка чтениятрудных слов и уточнение их значенияИспользование рубрики «Словарь»Подбор синонимовПрименение иллюстративного материалаЛогическое определениеЧерез введение в предложение
Развитие навыка антиципацииЧистоговорки да-да-да из трубы бежит ...Чтение слов с пропущенными окончаниями красив... узор, красив... девочкаЗанимательные моделиСлова – невидимки Я толстый и большой. С - - - Я там, где боль. С - - -
Расширение поля зренияТаблицы «Пирамида» н * а м * о т * у с * и р * я«Словесная пирамида»кол ноукол носуколол норауколоть норка
Таблицы Шульте
Работа над словом
Развитие речевого аппаратаАртикуляция: а, о, у, ы, э; з – с –ж; Игра «Зеркало» а, о, у, и, э - беззвучно, - шёпотом, - тихо, - громкоСкороговорки Многократное чтениеЧтение в темпе скороговоркиЧтение про себяЖужжащее чтениеЧтение слоговых таблиц неподвижная на ня но нё ну ню ны ни не нэ ла ля ло лё лу лю лы ли ле лэподвижная разрезаем на столбики по 6 слогов в каждом и отдельно печатаем столбцы – карты с согласными (21 буква)
Варианты слоговой таблицыНо на к сСо но к сКо ну к сТо ны к сЛо ни к сМо не к сС на пС но пС ну пС ны пС ни пС не п
Многократное чтение Чтение слов, предложений, текстова, о, в, у, идо, но, ло, мы, по, соРечка, река, ручей, ручка, ручеекСлон, лев, мак, тигрКорова, соловей, коза, ворона, овца, сорокаМалина, клубника – ягоды. сапоги, ботинки - ...Овцы – стадо, буквы - ...
Использование «Дневника читателя»
Самоконтроль и самоанализ
Личный листок учёта скорости чтения
Результативность
100% успеваемость
1 ряд самый любимый предмет; 2 ряд менее любимый; 3 ряд не люблю, но терплю4 ряд не люблю
Настроение в школе
ВыводРезультатом работы стало улучшение навыка чтения у 100% учащихся, повысился уровень мыслительной деятельности, вырос интерес к познанию и не снизился уровень здоровья.Задача: выйти на уровень оптимальной скорости чтения 120-130 слов в минуту к концу обучения в начальном звене.
ЛитератураАндреев О.А. Учитесь быстро читать. М. Просвещение 1991Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению М. Просвещение 1991Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников М. Просвещение 1985Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению М. ВАКО 2004Программы четырёхлетней начальной школы. Руководитель проекта профессор Н.Ф. Виноградова М «Вентана-Граф» 2001Журнал «Начальная школа» № 6 – 1996г., № 1 – 2004г., № 1 – 1998г, №8 – 2001гЧупров Л.Ф. Методики исследования интеллектуальной сферы личности школьников Абакан 1990
Контактная информацияМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской областиТелефон (265) 6-01-16 (раб).6-01-58 (дом)