Повышение уровня учебно-познавательной мотивации младших школьников через реализацию деятельностного подхода Ходаковская Диана Ганиевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться В.А.Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Главной целью образования становится развитие личности учащегося. Процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
«Мотивационный вакуум» Должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Диагностика
Задачи: формировать учебно - познавательные мотивы; формировать коммуникативные навыки; повышать у учащихся уверенность в себе и развивать самостоятельность; формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, обеспечивать достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, на 70-80 % - от мотивов.
Овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения) Деятельностный подход
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Принцип деятельности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип целостного представления о мире . Принцип непрерывности Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности 1 «Учитель-ученик» 2. Работа в паре – «ученик-ученик» 3. Групповая работа 4. Межгрупповое взаимодействие 5. «Ученик-родители» 6. Индивидуальная работа
Использование ИКТ в образовательном процессе проведение урока с мультимедиа выступлением; подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания - поиск информации, работа над текстом, создание презентаций; самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах.
Использование метода проектов рассказ беседа демонстрация образцов ранее выполненных проектов; «мозговая атака» ассоциации информационная поддержка
Сброс идей в корзину ( Составление кластера) В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация об органах чувств человека -____________ Запиши, какое слово стоит в словаре В. Даля после слова природа - ___________________ В учебнике открой стр. __ найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его - ________________
Реализация межпредметных связей на уроках окружающего мира Чтение – использование пословиц, стихотворений, рассказов по теме. Математика – решение экологических задач. Пример: «На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?» ИЗО – картины художников, изображающих красоту природы. Русский язык – написание сочинения на основе наблюдений во время экскурсии. Сочинение рассказов, сказок, синквейнов по теме.
«Открытые задания» подготовить сообщение о своем домашнем питомце; составить свой режим дня; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; принести на урок фотографии, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, отображающие фрагменты на тему «Правильное питание » ; проект «Сколько должен весить портфель?».
Основной результат применения деятельностного подхода- развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. УУД
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: регулятивные Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение осуществлять направленный на поиск, обработку и использование информации. ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.
Привлекательная цель. Тема: «Свойства воды». Цель учителя – рассмотреть с детьми свойства воды. Цель учащихся – узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Отсроченная отгадка. Тема: «Выделительная система» Хорошо, когда в доме есть водопровод. Человек моет под краном руки, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации. Своя канализация есть и в нашем организме. Тема «Воздух должен быть чистым». На следующем уроке мы узнаем о лучшем пылесосе в природе.
Посмотри на мир чужими глазами Тема «Круговорот воды». Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
Тонкие и толстые вопросы кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
Создание проблемных ситуаций Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Проблемные вопросы: Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце? Если у кустарника ежедневно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом? Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой?
Проблемные задания: Тема «В царстве грибов» Объясните, почему грибы живут в отдельном царстве, а не с растениями или животными?» Тема Невидимая сеть». Почему люди до сих пор не уничтожили таких неприятных для нас насекомых как комары? Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Своя опора Составление собственной опорной схемы или развернутого плана ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток.
Повторение с одновременным контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Повторение с расширением Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
На свете есть только один способ побудить кого–либо что–то сделать... И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Дейл Карнеги