Презентация к уроку развития речи в 8 классе «Психологический портрет» (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) Работа выполнена учителем русского языка и литературы Голубевой Натальей Леонидовной МОУ «Лесогорская СОШ» МО «Выборгский район» п. Лесогорский, Ленинградской области Описание работы. Репродукции произведений живописи, включенные в презентацию, помогут ученикам избежать типичную ошибку подмены описания повествованием.
Цели урока: 1. Дать общее представление о портрете в живописи и литературе. 2. Обогатить словарный запас учащихся. 3. Воспитывать внимание к внутреннему миру человека, друг к другу.
Что такое портрет? В. А. Серов «Девочка с персиками» На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Портрет в живописи Портрет – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст, портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет в пейзаже. В отличие от аллегорического изображения, портрет передаёт индивидуальное сходство. Подчеркните в определении ключевые слова
Ключевые слова: жанр изобразительного искусства; предметом … является изображение человека
Портрет в живописи В. Г. Перов «Портрет Достоевского» И. Е. Репин «Автопортрет»
Портрет в литературе Портрет – в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. Подчеркните ключевые слова
Ключевые слова: изображение внешности героя; лицо , фигура, одежда, манера держаться; через внешность – внутренний мир
Портрет в художественном произведении: Девушка показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными светлыми глазами. (И. С. Тургенев. «Ася») Кадр из фильма «Ася» режиссер Эльдар Рязанов
Что можно сказать о характере девушки по описанию внешнего облика? Назовите изобразительно-выразительные средства языка в вышеуказанном отрывке Эпитеты: …, …, Оксюморон: …
Кратко, в трёх словах подведите итог: что такое портрет? Портрет – это…
Создайте словесный портрет одноклассника путём перечисления физических особенностей человека определите стиль речи
Как вы думаете, что помогает создать именно психологический портрет человека ? Психологический портрет
К данным ключевым словам подберите как можно больше определений.
Рассмотрите портрет М. Н. Ермоловой работы В. А. Серова Опишите его, используя подходящие определения из «Словаря эпитетов русского литературного языка».
Познакомьтесь с словесным описанием Н. Ф. Ивановой, которой М. Ю. Лермонтов посвятил несколько стихотворений. Перед нами – портрет Н. Ф. Ивановой, выполненный художником В. Ф. Биннеманом. Нежный, чистый овал. Удлинённые тёмные глаза. Пухлые губы, в уголках которых спрятана любезная улыбка. Высокая причёска, тонкая шея, покатые плечи… (И. Андронников) Представьте эту женщину.
Портрет Н. Ф. Ивановой, выполненный художником В. Ф. Биннеманом.
Чем отличаются портреты, созданные И. Андронниковым и В. Ф. Биннеманом? средства живописи: колорит композиция светотень перспектива творческий «почерк» художника средство литературы: слово изобразительно-выразительные средства языка: -эпитет -метафора -сравнение -оксюморон
В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши , которые так и горели. А. С. Пушкин
Описание внешнего облика Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – пример психологического портрета. Допустим, что «Капитанская дочка» нам не известна; мы прочитали описание только внешности Маши… И всё равно поняли, как скромна и застенчива эта девушка.
Домашнее задание. Опишите по личным наблюдениям портрет дорогого или чем-то интересного вам человека. Помните! Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать , надо писать! (Д. С. Лихачёв) Пишут всегда для кого-то. Цель (замысел) – показать личность через телесность. Не подменяйте описание повествованием.
Использованная литература: Портрет в искусстве. М.: Открытый мир, 1995 Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. Научный редактор профессор В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2007 Интернет-ресурсы: dic. academic.ru Images.yandex.ru