Подготовка экспертов для аттестации педагогических работников О.И. Дорофеева, к.п.н., заведующий кафедрой развития образовательных систем
Задачи аттестации стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников. педагогических работников.
Аспекты модели аттестации Социальный Мировоззренческий Методологический Нормативно-правовой Финансово-экономический Организационно-технологический
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников (Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой) –деятельностно-ориентированная критериальная основа для проведения аттестации
Структура методики Базовые принципы проведения аттестации педагогических работников Профессиональный стандарт педагогической деятельности Порядок проведения аттестации педагогических работников (на соответствие, 1и в/к) Обсуждение результатов присвоения квалификационной категории Комментарий к методике Литература Приложения
Приложения: Приложение 1. Словарь основных понятий Приложение 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Приложение 3. Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности Приложение 4. Схема конспекта урока Приложение 5. Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций с целью подтверждения соответствия занимаемой должности Приложение 6. Возможные источники информации для заполнения экспертного листа Приложение 7. Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий Приложение 8. Лист самооценки педагогической деятельности учителя
Базовые принципы проведения аттестации педагогических работников
Профессиональный стандарт педагогической деятельности
Компетенции – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав; опредмеченные в деятельности компетентности. Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующегося в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетентность компетенция – – деятельность – – компетентность
Взаимосвязь базовых компетентностей Успешность педагогической деятельности
Структура педагогической компетентности
Педагогическая экспертиза – процесс получения коллективного экспертного суждения в форме экспертной оценки о педагогическом объекте, явлении, процессе на основе глубокого и качественного изучения всех характеризующих свойств объекта (явления, процесса) путем использования различных методик, при наличии разработанных критериев педагогической экспертизы и компетентных экспертов (В.С. Черепанов)
Функции аналитическая оценочная проектировочная развивающая рефлексивная консультационная создание мониторинга
Методы работы экспертов Наблюдение Беседа Опрос Анализ документов Системный анализ Групповая дискуссия
Организация проведения экспертизы 1. Определение цели экспертизы и методов получения исходной информации 2. Отбор и формирование группы экспертов 3. Процедура экспертизы 4. Анализ и обработка полученной информации 5. Обобщение полученной информации
Документы Экспертный лист 1-го эксперта Экспертный лист 2-го эксперта Экспертное заключение (количеств.) Экспертное заключение (качественное) Лист самооценки педагога Результаты экспертной оценки и самооценки
Нормативная таблица для определения соответствия требованиям первой или высшей квалификационным категориям
Виды программ Образовательная программа Учебная программа Рабочая программа