А.С. Макаренко План заключается не только, в том сколько нужно сделать столов и стульев. План – это тонкое кружево норм и отношений.
Планирование урока формирования УУД
1. Предмет, класс, УМК, раздел программы, вид урока Биология 6 класс УМК Пономарёвой И.Н Органы цветковых растений Изучение нового материала
2. Определение темы урока Видоизменения подземных побегов
3.Определение вида УУД Спланировать урок на котором идёт формирование комплекса УУД сложно, поэтому выбираем 1-2 УУД. На данном уроке формируется логическое УУД – доказательство. Учащиеся должны доказать, что картофель и луковица – подземные побеги.
4. Обозначение предметной составляющей УУД. Доказательство состоит из довода, рассуждения и вывода. Умение определять вывод, который будете доказывать. Умение определять источники, которыми будут пользоваться для своих выводов. Умение выделять главное Умение построить логическую цепочку
5. Осмысление цели урока с позиции формирования УУД В чём смысл изучение видоизменённых подземных побегов для обучающихся? Как вывести на предполагаемую цель? Как сделать ёё значимой для учеников? Как мотивировать учащихся на использование УУД? Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать. Выделите существенные факты, подтверждающие Ваш вывод и систематизируйте их. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
6. Обдумывание способов познания и учения Сопоставление (сравнение наземного и подземного побега) Сотворчество (совместное выполнение практической работы в основе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение)
7. Отбор содержания урока с позиции формирования УУД продолжить формирование понятия «побег»; расширить знания о многообразии побегов; показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения; раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения; познакомить с использованием корневищ, клубней и луковиц человеком; формировать умение исследовать объекты природы.
Клубень картофеля
Луковица
8. Обоснование способов контроля и рефлексии Смогли ли учащиеся найти аргументы доказывающие, что клубень и луковица – побеги. Могут ли назвать и показать основные части подземных побегов. Выделяют ли причины видоизменений побегов.
9. Обдумывание своих управленческих действий Конспект, сценарий урока или мероприятия. Ход урока
Видоизменения подземных побегов (урок в 6 классе) Средства обучения: мультимидийная презентация «Подземные видоизмененные побеги»; гербарий растений с корневищами; клубни картофеля; луковицы; лабораторное оборудование (лупа, раствор йода). Учитель – ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам стать участниками научного эксперимента. А я буду вашим научным руководителем. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок. П – Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (подснежник) О – Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка. (одуванчик) Б – Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой Стоит над горой. (береза)
Е - Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. (ель) Г - Мой стебель тонок и высок, Цветок, цветок, еще цветок. Тянусь я к солнцу в высоту И все расту, расту, расту. (гладиолус) Отгаданные слова и их изображения появляются на экране (слайды2,3,4,5,6),(слайд 7) слова выстраиваются в столбик. Получается слово ПОБЕГ. Учитель – И так слово угадано. Это – побег. Я предлагаю вам, используя знания о строении побега, заполнить карточку (время на заполнение карточки 5-7 мин.) После выполнения работы ученики осуществляют взаимоконтроль, используя таблицу с ключом к тексту и критериями оценок (они появляются на экране), проверенные работы сдают. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Учитель – ребята, возьмите в руки клубень картофеля. Похож ли он на побег? Ответы учеников. Учитель – мы начинаем наше исследование, в ходе которого мы попробуем доказать, что клубень – побег (слайд 10). Выполняем лабораторную работу по плану. План работы лежит на столе. На экране внешнее строение клубня в сравнении с побегом, поперечный срез клубня. По ходу выполнения работы комментарии учителя и учащихся, работа с тетрадью. Тоже делаем с луковицей (слайд11). Учитель – в ходе проведенного исследования мы выяснили… (закончи предложение) Ответы учеников. Вывод урока: Клубень – побег и луковица – побег. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги (уточнение темы урока), (слайд12). Закрепление знаний о побеге и его частях; о видо изменениях побегов; о значении побега в жизни растения; ис пользование побегов человеком. (Самоконтроль знаний учащи мися с использованием рубрики «Какие утверждения верны?» § 22; работа с учебником.) Домашнее задание: изучить § 22 учебника, ответить на вопросы; повторить строение генеративной почки § 17 (на экране). Учебник «Биология» 6 класс, авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Подснежник Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький.
Одуванчик Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка
Береза Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой Стоит над горой
Ель Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.
Гладиолус Мой стебель тонок и высок, Цветок, цветок, еще цветок. Тянусь я к солнцу в высоту И все расту, расту, расту.
Подснежник Одуванчик Береза Ель Гладиолус
Докажите, что перед вами побег Почему мы сегодня вновь обращаемся к побегу? Что можно ещё изучит на данном уроке?
Что перед вами? Как называется этот орган растения?