PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Педагогика / Факторы риска професиональной деформациисличности педагога
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Факторы риска професиональной деформациисличности педагога


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Факторы риска професиональной деформациисличности педагога


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Факторы риска профессиональной деформ
Описание слайда:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» Март 2011 год

№ слайда 2 1. Подведение итогов 3 четверти (отчеты классных руководителей). 1. Подведение и
Описание слайда:

1. Подведение итогов 3 четверти (отчеты классных руководителей). 1. Подведение итогов 3 четверти (отчеты классных руководителей). 2. Аттестация педагогических работников (нормативные документы). 3. Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. 4. Разное.

№ слайда 3 «Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, «Все слыш
Описание слайда:

«Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, «Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа - сплошная головная боль!» Эрик Берн

№ слайда 4 Педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека в
Описание слайда:

Педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических, а также социально-психологических проблем, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических, а также социально-психологических проблем, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

№ слайда 5 Труд педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственност
Описание слайда:

Труд педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь учащихся, воспитанников и общества в целом. О высокой стрессогенности преподавательской работы говорят многие исследования, которые обнаружили наличие специфических для педагогической деятельности стрессоров и факторов дезадаптации, указывая на то, что показатели степени выраженности профессиональных деформаций и неврозов у учителей выше, чем средние показатели популяции. Кроме того, установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессио­нальной деформации, как «синдром эмоционального сгорания».

№ слайда 6 Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа
Описание слайда:

Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Спустя 10-15 лет педагогической деятельности специалист оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание. В связи с этим неудивительно, что 39,7% педагогов в России имеют высокий уровень невротизма, а 66% учителей страдают от высокого уровня тревожности, и основная масса педагогов при этом имеет профессиональную деформацию.

№ слайда 7 Возникает ощущение, что российское учительство закодировано самой историей на по
Описание слайда:

Возникает ощущение, что российское учительство закодировано самой историей на повышенный фактор риска для здоровья. Чтобы разорвать этот более чем столетний заколдованный круг, сам педагог должен осознать, что здоровье - это ценность. Необходимо к тому же понять, что профессия учителя коренным образом отличается от всех других, что, в свою очередь, требует и особой заботы о себе. Возникает ощущение, что российское учительство закодировано самой историей на повышенный фактор риска для здоровья. Чтобы разорвать этот более чем столетний заколдованный круг, сам педагог должен осознать, что здоровье - это ценность. Необходимо к тому же понять, что профессия учителя коренным образом отличается от всех других, что, в свою очередь, требует и особой заботы о себе. Чем же отличается профессия педагога? В первую очередь, повышенным долженствованием. Оно многократно по сравнению с другими профессиями увеличивает наше «обязан». Кому и чем? Скорее всего, это не совсем осознанное долженствование перед будущим, что, безусловно, отражается не только на психологическом, но и на физиологическом состоянии. Специфические особенности труда педагога как представителя интеллекту­ально-эмоциональной деятельности позволяют сравнить некоторые черты умственного и физического труда, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

№ слайда 8 Первоначально под синдромом выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощ
Описание слайда:

Первоначально под синдромом выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувстви­ем, относя его к состояниям предболезни. Первоначально под синдромом выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувстви­ем, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционально­го выгорания (СЭВ) отнесен к рубрике 273 - «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

№ слайда 9 По мнению Е.В. Руденского, у представителей педагогической профессии деформирова
Описание слайда:

По мнению Е.В. Руденского, у представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях: По мнению Е.В. Руденского, у представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях: 1.Общепедагогические деформации; 2.Типологические деформации; 3. Специфические или предметные деформации; 4. Индивидуальные деформации.

№ слайда 10 Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет сво
Описание слайда:

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой. Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой. «Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома эмоционального выгорания.

№ слайда 11 Спектр негативных последствий выгорания. Спектр негативных последствий выгорания
Описание слайда:

Спектр негативных последствий выгорания. Спектр негативных последствий выгорания. Межличностные последствия; Установочные последствия; Поведенческие последствия; Психологические последствия.

№ слайда 12 постоянное чувство озабоченности по поводу работы; постоянное чувство озабоченно
Описание слайда:

постоянное чувство озабоченности по поводу работы; постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.

№ слайда 13 Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной,
Описание слайда:

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима понятия «синдром эмоционального выгорания», используются термины «синдром психического выгорания» и «синдром профессионального выгорания». Развитие синдрома выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

№ слайда 14 Распространенной считается модель синдрома выгорания, описанная американскими пс
Описание слайда:

Распространенной считается модель синдрома выгорания, описанная американскими психологами Маслач и Джексон. Распространенной считается модель синдрома выгорания, описанная американскими психологами Маслач и Джексон. Синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность; деперсонализацию; редукцию профессиональных достижений.

№ слайда 15 Диагностика уровня эмоционального выгорания Диагностика уровня эмоционального вы
Описание слайда:

Диагностика уровня эмоционального выгорания Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

№ слайда 16 Предложенная методика дает подробную картину синдрома выгорания как Предложенная
Описание слайда:

Предложенная методика дает подробную картину синдрома выгорания как Предложенная методика дает подробную картину синдрома выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового. Уровень выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются по 4 симптомам в соответствии с 3 фазами: тревожное напряжение, резистенция, истощение.

№ слайда 17 Переживание психотравматических обстоятельств; Переживание психотравматических о
Описание слайда:

Переживание психотравматических обстоятельств; Переживание психотравматических обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия

№ слайда 18 Неадекватное эмоциональное реагирование; Неадекватное эмоциональное реагирование
Описание слайда:

Неадекватное эмоциональное реагирование; Неадекватное эмоциональное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей.

№ слайда 19 Эмоциональный дефицит Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность; Деперс
Описание слайда:

Эмоциональный дефицит Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность; Деперсонализация или личностная отстраненность; Психосоматические и психовегетативные нарушения.

№ слайда 20 Деятельность по профилактике профессионального выгорания педагогов должна осущес
Описание слайда:

Деятельность по профилактике профессионального выгорания педагогов должна осуществляться по трем направлениям: Деятельность по профилактике профессионального выгорания педагогов должна осуществляться по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.

№ слайда 21 Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Первая задача в профи
Описание слайда:

Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Первая задача в профилактике выгорания — расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Первая задача в профилактике выгорания — расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться с помощью общения в профессиональном клубе педагогов. В рамках клуба желательно проводить «круглые столы», психологические практикумы, тренинги, совместное проведение досуга - все это позволяет отключиться от профессио­нальных проблем, получить заряд бодрости.

№ слайда 22 Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. Не
Описание слайда:

Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей, которым так необходимо структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Повышению значимости труда педагога помогают такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Профилактические и реабилитационные мероприятия, снижающие риск высокого профессионального выгорания учителей, должны включать тренинги, направленные на формирование конструктивных моделей преодолевающего поведения, а именно: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий расширить коммуникативный потенциал личности. Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей, которым так необходимо структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Повышению значимости труда педагога помогают такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Профилактические и реабилитационные мероприятия, снижающие риск высокого профессионального выгорания учителей, должны включать тренинги, направленные на формирование конструктивных моделей преодолевающего поведения, а именно: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий расширить коммуникативный потенциал личности.

№ слайда 23 Доказано, что к эффективным стратегиям вмешательства относятся: Доказано, что к
Описание слайда:

Доказано, что к эффективным стратегиям вмешательства относятся: Доказано, что к эффективным стратегиям вмешательства относятся: обучение сотрудников конструктивным моделям поведения при взаимодействии с «трудными» людьми и обстоятельствами; обучение навыкам ведения организационных переговоров и разрешению конфликтов в коллективе; своевременная обратная связь и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью; регулярное предоставление возможности для обучения, повышения профессиональной квалификации и ролевой эффективности; индивидуальное психологическое консультирование; поощрение.

№ слайда 24 Разработка профилактических стратегий помощи представляется весьма важной и перс
Описание слайда:

Разработка профилактических стратегий помощи представляется весьма важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала любой организации Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. Разработка профилактических стратегий помощи представляется весьма важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала любой организации Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. Определение краткосрочных и долгосрочных целей; Использование «тайм-аутов». Овладение умениями и навыками саморегуляции. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Избегание ненужной конкуренции. Эмоциональное общение.; Поддержание хорошей спортивной формы.

№ слайда 25 физиологическом - необходимо заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним
Описание слайда:

физиологическом - необходимо заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним видом. С физиологической саморегуляции начинается решение любой психической проблемы. «Болезни души неотделимы от болезни тела»; физиологическом - необходимо заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним видом. С физиологической саморегуляции начинается решение любой психической проблемы. «Болезни души неотделимы от болезни тела»; эмоциональном - необходимо находить для себя эмоционально ком­фортные ситуации, обеспечить себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавать себе и другим маленькие праздники. Поло­жительные эмоции от работы можно испытывать в двух случаях: когда цель работы достигнута и когда работа сама по себе приятна и интересна. К сожалению, в жизни часто происходит смещение с процесса на результат. Когда цель достигается всеми возможными (не самыми лучшими) средствами, она не приносит счастья и удовлетворения. Радуйтесь процессу, научитесь спонтанному чувству радости; интеллектуальном - искореняйте негативные стрессовые мысли, необхо­димо принять и полюбить себя таким, каков есть; мировоззренческом - дифференциация цели (цели бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), концепция развития, позитивное мышление

№ слайда 26 «Бодрое и веселое расположение духа - «Бодрое и веселое расположение духа - не т
Описание слайда:

«Бодрое и веселое расположение духа - «Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера». С. Смайлс

№ слайда 27 Упражнение 1. «Позитивное описание негативных феноменов» Упражнение 1. «Позитивн
Описание слайда:

Упражнение 1. «Позитивное описание негативных феноменов» Упражнение 1. «Позитивное описание негативных феноменов» Цель: научиться находить хорошие стороны в плохом. Упражнение 2. «Положительное и отрицательное подкрепление» Цель: дать возможность почувствовать, как эмоционально на действия чело­века оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.

№ слайда 28 Упражнение 3. «Любопытство» Упражнение 3. «Любопытство» Упражнение 4. «Все равно
Описание слайда:

Упражнение 3. «Любопытство» Упражнение 3. «Любопытство» Упражнение 4. «Все равно ты молодец, потому что...» Упражнение 5. «Комплимент с плюсом» Цель упражнений 4 и 5 - осознание своих личностных ресурсов.

№ слайда 29 Выгорание связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемн
Описание слайда:

Выгорание связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных и профессионально трудных ситуациях. Выгоранию способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание реше­ний «на потом») или стратегия ухода (избегания) от поиска решения проблем. Выгорание связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных и профессионально трудных ситуациях. Выгоранию способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание реше­ний «на потом») или стратегия ухода (избегания) от поиска решения проблем. Упражнение 6. «Марионетка»

№ слайда 30 Следующие упражнения направлены на тренировку умения проявлять уверенность в меж
Описание слайда:

Следующие упражнения направлены на тренировку умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов. Следующие упражнения направлены на тренировку умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов. Упражнение 7. «Агрессивный и застенчивый» Упражнение 8. «Три способа поведения»

№ слайда 31 1. Разработать Программу профилактики профессиональных деформаций педагогов с пр
Описание слайда:

1. Разработать Программу профилактики профессиональных деформаций педагогов с проведением превентивных тренингов, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышение мотива­ции на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания. 2. Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профилактической деятельности. 3. Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через: систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность учителей ; обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе; использование системы поощрений; обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоционально включенности сотрудников.

№ слайда 32
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru