Культура делового общения
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Профессиональный этикет Профессиональная этика – совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.Изучает:Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности.Нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга.Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии.Особенности профессионального воспитания.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
Непосредственное общение – это естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств.Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющий во времени получение обратной связи между участниками общения.
Правила общения Правило необходимости и достаточности информации. (Говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.)Правило качества информации.Правило соответствия (не отклоняйся от темы).Правило стиля (выражайся ясно).Правило коммуникативного этикета.
Функции общения Связующая функция.Формирующая функция.Подтверждающая функция. Организация и поддержание межличностных отношений. Внутриличностное общение
Функции общения. Социальные функции:Организация совместной деятельности.Управление поведением и деятельностью.Контроль.Психологические функции:Обеспечение психологического комфорта личности.Удовлетворение потребности в общении.Функция самоутверждения.
Фазы общения Подготовка.Вхождение в контакт.Концентрация внимания.Аргументация и убеждение.Фиксация результата.
Средства общения. Кинетические, т.е. зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд).Просодические, т.е. ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения) и экстралингвистические – включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.Такесенические, т.е. динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.Проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).
Виды межличностных отношений. Императивное общение. Авторитарная, директивная форма воздействия на человека с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Манипуляция. Воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.
Виды межличностных отношений Диалог. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Структура общения Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, идей, мнений и чувств.Интерактивная сторона общения – обмен действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия. Перцептивная сторона общения – процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
:Дистанции общения Интимная - от 0 до 0,5 метра. Межличностная - от 0,5 до 1,2 метраОфициально-деловая или социальная - от 1,2 до 3,7 метра. Публичная - более 3,7 метров.
Этикет и культура общения Этикет - это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать человеческую культуру, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации
Личностные характеристики администратора. 1.Лидерство.2. Отзывчивость.3. Стрессоустойчивость.4. Коммуникативные умения.
Профессионально-личностные качества администратора.1.Умение проанализировать проблему, рассмотреть ее со всех сторон.2. Рассудительность.3. Организаторские способности.4. Решительность.
Перечень умений, отличающих эффективно работающих руководителей в сфере образования. Предвидение: Четко излагает свой взгляд на вещи, развивает егоУмеет воплотить в жизнь свои идеи.Планирует этапы реализации своих идей.Передача полномочий:Создает новые структуры.Делится властью с коллективом.Создает команды, способные работать самостоятельно.
Создание благоприятного микроклимата:Заботится о коллективе, ценит его.Создает атмосферу открытости.Подбирает коллектив, продвигает его членов по служебной лестнице.Ориентация на лидерство:Последовательно претворяет в жизнь образовательную политику.Ориентирован на лидерство.Готовность рисковать:Создает инновационную среду.Преодолевает все барьеры на пути к цели.Поддерживает инициаторов нововведений.
Требования высокого качества работы:Вкладывает все свои умения руководителя, чтобы обеспечить высокое качество работы.Всегда контролирует качество выполненной работы.Рассматривает педколлектив как ключ к достижению успеха.Ориентация на сотрудничество, приносящее удовлетворение подчиненным:Делегирует сотрудникам полномочия действовать.Откликается на конструктивное сотрудничество с подчиненными.Предпочитает сотрудничество соревнованию.
Виды власти руководителя. Власть, основанная на вознаграждении.Экспертная власть (власть знания).Эталонная власть (власть примера).Нормативная власть. Информационная власть
Мотивация коллектива. Потребности самореализации. Потребность самоутверждения.Потребности в принадлежности.Потребности в безопасности.Физиологические потребности.Нематериальные мотивации.
Негативное влияние на мотивацию Неуверенность учителей в поддержке руководством их деятельности.Неопределенность форм поощрения за достижения, а также условий и правил распределения вознаграждений.Неуверенность учителей в справедливости распределения вознаграждений.
Формы распоряжений Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности.Вопрос. Применяется в случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. «Доброволец». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана
Вопросы и ответы, обеспечивающие продуктивный внешний диалог. Открытые вопросы Зеркальный вопрос. Эстафетные вопросы Нерефлексивное слушанье Рефлексивное слушание: Выяснение; Перефра-зирование; Отражение чувств; Резюмированиие; Перебивание.
Публичная речь. Стили общения: «менторский» — поучительно-назидательный; «одухотворяющий» — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; «конфронтационный» — вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; «информационный» — ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо фактов.
Публичная речь. Принципы речевого воздействия:Принцип доступности. Принцип ассоциативности. Принцип экспрессивности. Принцип интенсивности.
Публичная речь. Коммуникационные эффекты:Эффект визуального имиджа. Эффект первых фраз. Эффект аргументации. Эффект порционного выброса информации. Эффект художественной выразительности. Эффект релаксации, расслабления.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления; Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;Словесное выражение», литературная обработка речи;Заучивание, запоминание текста;Произнесение.
Способы выступление с речью Чтение текста;Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);Свободная импровизация (экспромт).
Проведение деловых переговоров, встреч и совещаний. Типы деловых совещаний.Инструктивные.Проблемные (например педагогический совет). Оперативные (планерки).
Методика подготовки и проведения собраний, дискуссий, конференций, круглых столов. Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.Собрание: группа сообщает о проделанной работе или предлагает идеи.Жестко регламентированное обсуждение: все выступления проходят через ведущего дискуссии. Свободный обмен мнениями: люди поочередно говорят друг с другом, выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии; абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Собрание Цели и задачи:оперативно решить текущие проблемы;замотивировать участников на выполнение плана;собрать мнения и протестировать планируемые изменения;сформировать из коллектива команду;продвинуть организацию вперед.
Круглый стол – одна из форм коллективной дискуссии по актуальной проблеме, беседа, в которой участвует группа (обычно не более 25 человек), и происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональ-ных проблем). Конференция – мероприятие с числом участников, превышающим несколько десятков человек. При организации крупной конференции количество участников может исчисляться сотнями.
Обучающий семинар. Групповая форма обучения персонала, предназначенная для изучения и освоения новых, ранее неизвестных актуальных направлений, форм и методов работы. Является наиболее разработанной и распростра-ненной формой. Проводится с учетом категории слушателей (функциональной специализации, образования и стажа работы). Ориентирован на специфические запросы конкретных групп работников. Обучение проводится по определенной, достаточно узкой теме.
Мастер-класс – одна из форм повышения профессионального мастерства специалистов, ориентированная на передачу теоретических и практических знаний по конкретным авторским программам. Подразумевает наличие:преподавателя (мастера), специалиста высокого уровня, который занимается передачей собственного опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы или эффективной деятельности, владеющего методикой обучения;группы участников (обучающихся).
Творческая лаборатория – комплексная форма обучения, позволяющая использовать преимущества различных форм обучения и разрабатывать конкретные рекомендации по решению актуальных проблем (организационных, кадровых и др.) с помощью различных учебных процедур и научных методик, включая моделирование ситуации, апробацию принимаемых решений.