Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности Со-бытийность - категория психологии, обозначающая объект и источник развития субъективной реальности в онтогенезе, исторически – меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека, общность людей в бытийном единстве и различённой само – бытности каждого, входящего в эту общностьПерсонализация - ступень субъектности (социального деятельностно-преобразующего способа бытия человека, форма само-действия человека)
Воображение Пассивное Активное Воссоздающее ТворческоеПассивное воображение (сновидения), воссоздающее воображение (создание образа по его описанию), творческое воображение (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом), мечта (вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего).
Воображение особая система умственной деятельности, которая, опираясь на способы ориентировки, стремиться к освоению новых способов действий, в результате которых формируются новые образы.Аналитико – синтетические действияТипизацияСхематизацияГиперболизациЗаострениеАгглютинация
Механизмы экстериоризации и интериоризации действий Подражание Рефлексия
Виды традиционной творческой деятельности Игровая деятельность Продуктивная деятельность Творческие игры Рисование Игры – драматизации Лепка Конструирование Аппликации Традиционные методы воздействияНаглядные Словесные Действенные
Методы метод синектики, где обязательно выполнение четырех специальных приемов, основанных на а) анологии прямой (подумайте как решаются учебные задачи, похожие на данную), б) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения), в) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи), г) фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники)метод брейнсторминга – форма организации творческого процесса для продуцирования идей и решений в группахметод фокальных объектов – признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания объект в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инертность и костность. Так если случайным объектом взят “тигр”, а “фокальным”, карандаш, то получаются сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш”. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяются главные характеристики объекта, а затем по каждой из них подбирают всевозможные варианты – элементы метод контрольных вопросов, который предусматривает применение списка наводящих вопросов (а если сделать наоборот, а если взять другой материал, а если уменьшить или увеличить, а если изменить форму)
Виды мышления Практически - действенное Наглядно - образноеНаглядно- схематическоеСловесно – логическоеТеоретическое
Показатели П1Кубики Косса, методика Векслера (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)Стандартмет-киП2Словарный субтест, методика Векслера (речь, словесное описание образов воображения)П3Креативность воображения, методика ВартеггаП4Матрицы Равена (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)Стандартмет-каП5Богатство творческого комбинирующего воображенияП6Систематичность и последовательность в течении образов творческого комбинирующего воображенияП7Точность длительного запоминания образовП8Легкость запоминания образовП9Яркость воспроизведенных образов воображенияП10Точность непосредственного воспроизведения образовП11Богатство представлений в мышлении, воображенииП12Логичность суждений и умозаключенийП13Последовательность и систематичность мышленияП14Легкость осмысливания новых данных П15Связность и последовательность изложенияП16Образность речиП17Творческое воображениеП18Дивергентная продуктивностьП19Приемы воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация)П20Живость воображенияП21Воспроизводящее воображениеП22Гибкость воображения (Круги Гилфорда)П23Стереотипность воображенияП24Наличие мотивации к решению творческих задач (Методика школа зверей)
Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента
Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента
Среднегрупповые величины показателей в контрольной группе на начальном и конечном этапе исследования
Среднегрупповые показатели в экспериментальной группе в динамике
Литература Аболин Л. М., Валиахметов Х. Х. Духовно – нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности.-Казань: Карпол, 2002Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология.-М.:Владос-Пресс, 2002Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения .-М.:Академия, 2004Зимняя И. А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2000Маланов С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности.-Йошкар – Ола, 2001Слободчиков В. И. Психология развития человека.-М.:Школьная пресса, 2000