МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования«Свердловский областной педагогический колледж»ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯМетодическое пособиеАвтор: Новикова Светлана Геннадьевна, преподаватель СОПК
Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущаетТ. МаннНовикова С.Г., СОПК, Екатеринбург, 2009
Цель курса «Возрастная психология»: создание условий для обеспечения осознания студентами закономерностей развития психических процессов, психических состояний и свойств, характеризующих онтогенетическое развитие человека, и формирование умения учитывать эти закономерности при организации учебно-воспитательного процесса
Содержание методического пособия направлено на актуализацию самостоятельной деятельности студентов по изучению дисциплины, систематизацию знаний и представлений студентов о закономерностях развития психических процессов, психических состояний и свойств, а также на более углубленное расширенное изучение студентами содержания дисциплины в рамках учебно-воспитательного процесса
Методическое пособие адресовано преподавателям, работающим в рамках дисциплины «Возрастная психология»студентам групп очного отделениястудентам групп заочного отделения
В пособии предлагается краткое теоретическое содержание дисциплины, основанное на обобщении материалов таких авторов, как Мухина В.С, Шаповаленко И.В, Туревская Е.И., Обухова Л.Ф., Минюрова С.А.
Модуль (от лат. modulus – “мера”) – это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в системуСостав модуля:· целевой план действия;· банк информации;· методическое руководство по достижению дидактических целей.
Схема тематических модулей по дисциплине
Модуль 1. Возрастная психология как наука Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.Иоганн Вольфганг ГетеЦель модуля: создание комплекса методических условий для осознания студентами концептуальных понятий дисциплины «Возрастная психология»
Модуль 2. Теоретические вопросы возрастной психологииДетство стремится к жизни, отрочество пробует ее, юношество упивается ею, зрелый возраст вкушает ее, старость ее жалеет, дряхлость привыкает к ней.Пьер Буаст Цель: создание комплекса методических условий для уяснения студентами концептуальных моделей развития субъективности человека в процессе сравнительного анализа периодизаций возрастного развития
Модуль 3. Ступени развития субъективной реальности Цель: создание комплекса методических условий для формирования умения проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей человека
3.1. Новорожденность. Младенческий возраст У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать: нет ничего нелепее желания заменить их нашими.Ж.Ж.Руссо Цель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в период младенчества
3.2. Особенности развития ребенка в раннем детстве Не делайте из ребенка кумира:когда он вырастет – потребует жертв.П.БуастЦель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в период раннего детства
3.3. Общая характеристика дошкольноговозраста Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. МонтеньЦель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в период дошкольного возраста
3.4. Общая характеристика младшего школьного возраста Вам не удастся никогда создать мудрецов,если будете убивать в детях шалунов.Ж.Ж.Руссо Цель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в младшего школьного возраста
3.5. Общая характеристика подросткового возраста Подростки: существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители.Ричард Уолдер Цель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в подростковый период
3.6. Общая характеристика юношеского возраста. Молодость Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детстваЭбнер-ЭшенбахЦель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в период юности и молодости
3.7. Общая характеристика зрелости Старость плоха не нуждой…Старость – когда почтовый ящик пустВ.ПомеранцевЦель: создание комплекса методических условий для формирования представлений у студентов о закономерностях развития человека в период зрелости
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: При проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями саморегуляции детей младшего школьного возраста, частой отвлекаемостью детей на уроках. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину?
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов:Опираясь на изученный материал (положения Л.С.Выготского), напишите сочинение-рассуждение на тему: «Мой психологический возраст». Аргументируйте различия между понятиями идентификация и идентичность. Какое из этих понятий первично? Авторы каких периодизаций возрастного развития оперируют этими понятиями?
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: 4. Составить и заполнить таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития»
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: Почему грудное молоко – идеальный продукт питания для ребенка? При каких обстоятельствах грудное молоко может и не быть полезным для ребенка?Какие из приведенных ниже действий называют соотносящими, а какие орудийными? нанизывание колец пирамидки накрывание коробки крышкой манипулирование молотком складывание матрешки действие ложкой
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: 7. Подготовьте конспект 2 методик (на выбор студента) по изучению психической готовности к школьному обучению8.Дайте психологический комментарий высказываниям: «Когда меня вызывают к доске. Я чувствую, что щеки пылают, руки трясутся. Мне кажется, что все в классе смеются надо мной, и мне становиться еще хуже. Самое обидное, что я готовился и знаю урок. Что делать?»
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: 9. Проанализируйте с психологической точки зрения нижеприведенные высказывания:«Я молод был и верил в то, Что будет много дней,И верил в то, что взрослыйВ сто крат умней детей.Но час настал, я взрослым стал,И тут увидел я, как много взрослых дураковЖивет вокруг меня.И понял я, что на камняхНе вырастет травы. И дети в парках и садахМеня зовут на «Вы».Еще чуть-чуть пожить, вздохнуть – И вот окончен путь.Я так хотел от этих дел немного отдохнуть». (А. Макаревич)
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: 10. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Эвтаназия: за или против?»
Данное методическое пособие включает: краткий теоретический курс по дисциплине «Возрастная психология»; ключевые понятия дисциплины; перечень заданий для самостоятельной работы студентов; тестовые задания для самопроверки студентов; список литературы
В результате изучения всех предлагаемых модулей студент должен обладать следующими компетенциями: Работа с профессионально-ориентированной информацией:- ориентация в профессионально-информационном поле; анализ профессионально-ориентированной информации по курсу возрастная психология;- адекватное оперирование профессиональными понятиями; - интерпретация профессионально-ориентированной информации об истории развития и современном состоянии возрастной психологии, об основных категориях возрастной психологии, об основных механизмах развития ребенка; о закономерностях психического развития
В результате изучения всех предлагаемых модулей студент должен обладать следующими компетенциями: Организация профессиональных коммуникаций:- учет мотивации субъектов общения; учет личностных особенностей субъектов профессионального общения;- определение целей профессионального общения, умение организовывать наблюдение проявлений психики ребенка;- решение возникающих профессионально-значимых ситуаций, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом динамики возрастных изменений
В результате изучения всех предлагаемых модулей студент должен обладать следующими компетенциями: Решение профессиональных проблемных ситуаций:- умение классифицировать проблемы развития;- выбор допустимых и оптимальных вариантов; выбор способа разрешения проблемы;- определение профессиональных действий по оптимизации возрастного развития ребенка
В результате изучения всех предлагаемых модулей студент должен обладать следующими компетенциями: Проектирование профессиональной карьеры:- профессиональный рост в плане усовершенствования навыка учета возрастных особенностей в педагогическом процессе- индивидуальная деятельность, проектирование образовательного процесса с учетом возрастных особенностей;- овладение навыками диагностики особенностей возрастного развития ребенка
В результате изучения всех предлагаемых модулей студент должен обладать следующими компетенциями: Осуществление социально-профессионального саморазвития:- знание влияния профессиональных коммуникаций на психологический климат в коллективе учащихся разных возрастов;- владение методами самопознания, самонаблюдения; проявление самодеятельности, самоорганизации;- организация социального саморазвития
спасибоза внимание