Конфликт и методы его разрешения
Особенности педагогического конфликта Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение конфликтной ситуации.Особенности педагогического коллектива проецируются на ученический коллектив.Грамотное разрешение конфликта приобретает воспитательный смысл.Инициатива в разрешении конфликта всегда лежит на учителе.Любая ошибка всегда порождает новые конфликтные ситуации.Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем решить.
Основные причины педагогических конфликтов Социальные роли учителя и ученика имеют разные степени свободы самовыражения.Общение «учитель – ученик» строится на манипулятивном уровне.
Оценка
Модели неэффективного общения
«Мон –блан»«Китайская стена»«Локатор»«Тетерев»«Гамлет»«Вобла»«Робот»
Основные причины педагогических конфликтов Социальные роли учителя и ученика имеют разные степени свободы самовыраженияОбщение «учитель – ученик» строится на манипулятивном уровнеОтрицательные установки в педагогической деятельностиОтсутствие педагогического тактаНезнание, игнорирование возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся
Педагогическое общение – это умение слушать + творческая вежливость + равновесие и серьезность с юмором + чувство меры + естественность. И как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое «чуть-чуть».
«В школе должна царствовать серьезность,допускающая шутку, но не превращающаявсе дела в шутку, ласковостьбез приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное, постоянная разумная деятельность».
Шпаргалки
Замечания коллеге целесообразно делать наедине.Ведите разговор по возникающей проблеме в твердом, но в спокойном и доброжелательном тоне.При решении деловых вопросов «забывайте» личные предубеждения о своих коллегах.Разграничивайте факты и мнения, будьте беспристрастны в оценке того, что услышали от другого.
Старайтесь, чтобы процесс общения походил на движение детской качалки: пока соблюдается равновесие – катание приятно.Под «горячую руку» не формируйте плохое впечатление у учеников о своих коллегах.Не ведите разговор с коллегами на повышенных тонах в присутствии учеников.Старайтесь не затягивать ваших ссор в коллективе, так как это создает дискомфорт.Стремитесь управлять собственным поведением.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.В общении с детьми избегайте штампов в манере вести себя, реакциях на поведение учащихся.Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни школьника бесполезна.Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали похвала, поощрения. Тогда школьники начнут связывать с Вами собственные положительные эмоциональные переживания.
Следите за собственной речью, ведь она является отражением Вашей личностиНе забывайте о коммуникативной подготовке к уроку и внеклассному мероприятиюДети меняются, растут, следовательно, должна меняться и система общенияЧаще улыбайтесь детям, ведь улыбка учителя создает благоприятный психологический настрой у детей.
Умейте радоваться предстоящей встрече с родителями, настройтесь сами на позитив.Помните: вы хозяин, который ждет гостей, оформите кабинет, устройте выставку творческих, проектных работ детей, стенгазет, оформите доску афоризмами или высказываниями великих людей.Пока родители собираются, включите музыку, найдите добрые слова для каждого входящего в класс, улыбайтесь пришедшим, заряжайте их своей положительной энергетикой.
Каждый раз предлагайте новую форму работы на собрании: лекция, ролевая игра, дискуссия, конференция, ринг и т.д. Не пугайте заранее учеников предстоящими на родительском собрании»разборками» с их родителями – начнется «цепная реакция». Заранее ознакомьте родителей с тематикой встречи через детей или родительский комитет. Не устраивайте публичных разносов неуспешным ученикам, о плохом – только в индивидуальной беседе. Каждый раз предлагайте новую форму работы на собрании: лекция, ролевая игра, дискуссия, конференция, ринг и т.д.
Не забудьте поблагодарить всех, кто пришел на собрание.Узнайте по какой причине отсутствовали некоторые родители, пригласите их на обязательную встречу, будьте настойчивы с теми родителями, которые игнорируют родительские собрания, доведите до их сведения, что они нарушают Конституционные обязанности родителей, будьте настойчивы, так как Вы правы.Благодарите родителей даже за незначительную помощь классу. Публичная благодарность стимулирует на добрые дела и в дальнейшем.
Заканчивайте собрание только на позитиве, вновь видя в родителях единомышленников и призывая их к сотрудничеству.
Презентация подготовлена педагогом-психологомМАОУ»Лицей № 8» г. ПермиГабдуллиной С.А.