секция: «психология» « Исследование молодежных конфликтов и пути их разрешения »(научно-исследовательская работа) Выполнилаученица 10 класса Швалева Екатерина руководитель:Етыгина Татьяна Валентиновна, педагог психолог
Святая наука - расслышать друг друга... Булат Окуджава
Пожалуй, у каждого есть память душевной боли. На ветке шрам и на стволе -Обидные отметены. Как хорошо, что на душеШрам менее заметен.
Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства.»
Цель работы:«Исследование молодежных конфликтов и пути их разрешения.»(научно-исследовательская работа)
Все молодежные конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим:1.Межпоколенные молодежные конфликты.2. Межгрупповые молодежные конфликты. 3. Межличностные молодежные конфликты
Межгрупповые (межпоколенные) конфликты(историческая справка.)
В образовательном учреждении принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор. Отсюда можно выделить 10 видов противостояний:1. ученик - учитель2. ученик – родитель3.ученик - ученик4. ученик - администратор5. учитель - учитель6. учитель - родитель7. учитель - администратор8. родители - родители9. родители - администратор10. администратор - администратор
Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
В ходе психологического исследования провиденного мной главными причинами возникновения конфликтов с учениками были названы: 1. Нарушение дисциплины на уроке (51,9%)2. Плохое выполнение домашнего задания (35,5%)3. Нездоровые отношения между учениками (22,6%)
Вот типичные формы выявленные мной по урегулированию конфликтов педагогов с учащимися внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) - 37% ответов;проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы - внушения) - 33%профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся -20 %;отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 10%
Приведу наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков. 54,5% - мало учу уроки дома46,1% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему40,5% - из-за плохой учебы34,1% - мало читаю33,5% - много гуляю32,7% - не убираю свои вещи31,6% - из-за моей грубости, несдержанности30,2% - много смотрю ТВ, компьютер24,6% - много слушаю магнитофон24,3% - мало помогаю по дому24,3% - ссорюсь с сестрой24,3% - плохо веду себя в школе
50,3% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему47,4% - мало учу уроки дома37,2% - из-за моей грубости, несдержанности33,7% - из-за плохой учебы31,9% - не убираю свои вещи28,6% - ссорюсь с братом 27,4% - забываю выполнять просьбы, поручения25,4% - много смотрю ТВ, компьютер23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе23,5% - мало помогаю по дому23,3% - меня не понимают23,3% - из-за выбора профессии
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях: из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 24%;из-за отсутствия взаимопонимания — 19%;в связи с борьбой за лидерство — 12%;из-за противопоставления личности ученика коллективу — 4%;в связи с общественной работой — 4%;у девочек — из-за парня — 5%.Считают, что конфликтов у учеников не было — 24%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 8% школьников.
Основные причины ненависти к сверстникам: подлость и предательство — 34%;подхалимство— 14%;личная обида — 23%;ложь и высокомерие — 14%;соперничество между одноклассниками — 15%.
Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
курение — 25%;употребление спиртных напитков — 8%;грубость, хамство в общении —12 %;употребление в речи нецензурных выражений —8 %;ложь — 20%;неуважение учеников друг к другу — 16%;распущенность в половой жизни — 2%;мелкие кражи — 1%;драки — 4%;хулиганство — 2%;издевательства над младшими и слабыми — 2%;
Управление конфликтами. Можно выделить основные положительные последствия конфликтов:Проблема решается таким, путем, который устраивает все стороны, в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной проблемы.Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется вжизнь.Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорныхвопросов и могут использовать его в будущем.Люди перестают рассматривать наличие разногласий как зло, всегда приводящее к дурным последствиям
Основные отрицательные последствия конфликтов. Непродуктивные конкурентные отношения между людьми.Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.Представление о противоположной стороне как, о «враге».Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной.Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижениеуровня учебной деятельности (учащихся).
стили поведения Стиль конкуренции (соперничество)Стиль уклонения (избегание)Стиль приспособления Стиль сотрудничества.Стиль компромисса
Наиболее распространенными формами поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников с учителями являются: сотрудничествокомпромисссоперничествоуклонение от контактовприспособление
Но самое главное нужно я считаю научиться вовремя распозновать зарождающийся конфликт. Быть терпимее к другому.
Терпеть и верить-Все на светеПрекрасны-Взрослые и дети,Коты, собаки иМедведи,Одноклассники, соседи.Терпимость –Наш взаимный шанс,Ведь кто-то тоже терпит нас Пит Хейн, датский поэт.