Элементы деловой риторикиэлективный курс 11 классв рамках курса риторики «Мысль и слово»
Цель курса: Расширить возможности социализации личности учащихся через освоение новых способов общения
Познакомить с содержанием предмета.Помочь освоить самопрезентацию.Помочь в освоении делового этикета.Организовать практикум по проведению деловой беседы.Развивать рефлексивные и аналитические умения учащихся.
Программа курса Введение – 1 часДеловая беседа -1 часФормы самопре зентации 1 часУ меня зазвонил телефон – 1 час Деловой этикет – 2 часаКонфликт и его решение – 1 часОпределение своего типа оратора – 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Приложения Тема: Способы самопрезентации: Визитка. Представление. Резюме. Алгоритм замысла представления: Изучи ситуацию предполагаемого представления и адресата (его знания, интересы)Отбери из материала о себе то, что интересно собеседникам.Подумай, как и чем проиллюстрировать свои идеи, как их «сцерить».Проработай речевое оформление текста.Найди яркие и оригинальные вступление и заключение.Подумай, как организовать работу с аудиторией заигрывай НЕ будь скучным будь занудой скромничай излишне НЕ принижай себя утомляй других
МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫЭтапы ЦельТактикаНачало беседыПрояснить позицииОткрытые вопросы.Закрытые вопросы в том случае, если хочешь подавить собеседника. Основная Часть беседыОбсудить проблему:А) сбор информации Б) закрепление информации В) переход к новой проблеме, если их несколько;Г) начало обсуждения проблемы №2 По преимуществу открытые вопросы.Риторические вопросы для обдумыванияПереломные вопросы Закрытые вопросы типа «да»-«нет»Окончание беседыПодвести итогА) Закрытые или альтернативные вопросы, если собеседник колеблетсяБ) Поздравление, если достигнут результат, заверение в успешном сотрудничестве. В) Не заканчивать на ответе собеседника «нет», добиться хотя бы формального «да»
Иллюстроация к объяснению
Правило 1: Если даже инициатива в разговоре принадлежит собеседнику, не храните молчание, поддерживайте разговор. У собеседника не должно возникнуть впечатления, что вас разъединили или вы им пренебрегаете. Правило 2: Будьте корректны и вежливы в любой ситуации. Даже в ситуации неприми- римого спора и ссоры не опускайтесь до уровня брани по принципу: кто кого перекричит. Правило 3: Телефонную трубку первой снимает секретарша. Это экономит ваше время. Правило 4: Если вам настойчиво звонят, а вы очень заняты, лучше снять трубку и сказать об этом или отключить на это время телефон. Правило 5: Если у вас посетитель, а в это время звонит телефон, предпочтение отдается человеку, а не телефону. Правило 6: Приучайте себя и своих собеседников экономить телефонное время. Правило 7: Рядом с телефоном всегда имейте ручку, карандаш, телефонный справочник.
Ситуации для обсуждения: Ситуация 1: Кому снимать трубку? Представим, что у вас в отделе есть секретарша, а у вас отдельный кабинет и параллельный телефон. Кто должен снимать трубку первым? Ситуация 2: Вы очень заняты, а вам звонят. Возникает проблема: брать или не брать трубку? У вас срочная работа, а телефон постоянно отвлекает вас. Более того, телефон звонит почти непрерывно, кто-то упорно добивается вас, а вам некогда снять трубку? Ситуация 3: У вас в кабинете посетители. Идет деловой разговор, а вам в это время звонят. Как быть? Кому отдать предпочтение – телефону или посетителю? Ясно, что если вы снимете трубку, то вы проявите неуважение к посетителю. Но с другой стороны, иногда это может быть очень важный звонок. Ситуация 4: Ваш собеседник по телефону весьма словоохотлив и затягивает разговор. Вы очень спешите. Как быть? Композиция делового разговора: А) взаимное приветствие и представление (15-20 секунд); Б) вводное разъяснение того, о чем пойдет речь, какова суть проблемы делового разговора (40 – 50 секунд); В) обмен мнениями, обсуждение проблемы и способ её решения (60 – 100 секунд) Г) завершение беседы ( 15 – 20 секунд)Для справки: - средняя продолжительность деловых телефонных разговоров 5 – 6 минут. В то время, как большинство разговоров могут уложиться в 3 -4 минуты.
РЕЗЮМЕ Ф.И.О.__________________________________________________________________ Дата рождения:Адрес:Телефон (домашний): (мобильный):Электронный адрес:Семейное положение:Образование:Цель:Опыт работы: * * * * *Профессиональные навыки:Иностранный язык: Знание компьютера:Личные качества: Хобби: Число Подпись
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЮМЕ Начало СТИЛЬ (стандартный, современный, изысканный) ТИП (обычное, хронологическое, функциональное профессиональное) АДРЕС СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ СТАНДАРТНЫЕ ПУНКТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ДОБАВЛЕНИЯ Конец
Успешная карьера – это здорово!