Каша во рту Выполнили:Никитенко Марина,ученица 8 «В» класса
Проблемный вопросКак научиться красиво говорить? ГипотезаЕсли делать специальные упражнения, то гортань, язык и губы будут «производить» такие же прекрасные звуки, как хорошие музыкальные инструменты
“Надо уметь правильно произноситьзвуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё этовошло в привычку, — можно творить” К.С. Станиславский
План исследования: Какие условия нужны для формирования звуков речи? (анализ информации).Социологический опрос.Наблюдение за речью одноклассников. Какие упражнения помогут развить голосовой и речевой аппарат человека?
Какие условия нужны для формирования звуков? Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.Источником образования звуков речи является Струя воздухаОна выталкивается из легких по бронхам, трахеечерез гортань и далее через глотку и полость рта (илиноса) наружу.
Весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:
Нижний этаж речевого аппарата состоит из двух легких, двух бронхов и трахеи;выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.
Средний этаж — гортань состоит из трёх пар хрящей;между хрящами натянуты голосовые связки;г. с. участвуют в воспроизведении звуков.
Всё, что выше гортани носоглотка, носовая полость (выполняют роль резонаторов);язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо (участвуют в артикуляции каждого звука).
Вывод: таким образом, речевой аппарат человека похож на духовые инструменты.
Социологический опрос
Вывод Судя по результатам опроса, многие ребята не связывают неудачи в обучении с дефектами речи. Но так как нарушения речи все-таки у некоторых учеников есть, нам захотелось узнать какие они?
Наблюдение: нарушения речи наших одноклассниковВ ходе наблюдения , мы выяснили, что Владик С. – шепелявит; Лена Д. – говорит очень быстро, как бы захлебываясь, при этом теряет (проглатывает) окончания; Настя П. – наоборот, слова тянет, говорит невыразительно и очень тихо. У остальных ребят, на наш взгляд, нарушений речи нет (12,5%).Сравним с данными специалиста!«...Дефекты в речи у школьников начальных и старших классов оцениваются у нас и по стране в 60—80 %». (Ольга Геннадьевна Фетисова — логофонопед высшей квалификации, г. Москва) О. Г. считает что «у молодых людей, вопреки законам русского языка, нарушены в речи интонации, дикция, ритмическая организация слова».
Вывод: Из этого исследования видно, что нарушения речи у одноклассников есть. Но если сравнить результаты нашего наблюдения с данными логофонопеда, этих дефектов может быть намного больше. Для получения более правильного результата исследований нам нужен специалист-логопед
Вопрос: хотели бы вы научиться говорить правильно и красиво?На этот вопрос положительно ответили все (100%) опрошенных, но (и это удивительно) только 15 человек согласились вместе с нами выполнять специальные упражнения в течение месяца!
Подведем итоги Мы выяснили, какие органы участвуют в образовании звуков.У нас появилась команда, которая вместе с нами хотела бы улучшить свою речь.Мы решили в течение месяца выполнять специальные упражнения.
Предлагаем вам упражнения для гимнастики органов речи Для развития правильного речевого дыхания. Для развития подвижности нижней челюсти.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Для развития подвижности губ.Для развития мышц языка.За дополнительной информацией просим обратится к материалам буклета.
Вывод Не знаю, поможет ли нам гимнастика для формирования звуков речи стать певцом или хорошим оратором, но без сомнения наша речь будет лучше и выразительнее.
Информационные ресурсы Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Человек», учебник для 8-го класса. М. «Дрофа», 2002 г.Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». М.: «Просвещение», 1989 г.http://vedomosti.sfo.ru/articles/#tophttp://www.rcio.rsu.ru/webp/class4/potok96/My%20Webs/web_gapeeva/start.htm