Презентация урока по теме«Гласные и согласные звуки» 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна,учитель русского языкаОШ №109 города Запорожья
Беседа С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?Что изучает фонетика? Как ученые называют звуки речи?Чем отличаются звуки речи от звуков природы?С какими другими разделами науки о языке связана фонетика?Что изучают эти разделы науки о языке?
Работа над темой урока Сегодня мы продолжим наш разговор о звуках речи.На какие две группы делятся звуки речи? Звуки речи гласные согласные
Гласные звуки В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот. Гласных звуков 6 : [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака «дыхание свободно в каждой гласной».
Согласные звуки В отличие от гласных, при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык. При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум. Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к]. Почему не получилось? Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.
Работа по группам Задание 1. Прочитайте четверостишие. Найдите гласные звуки, определите их роль. 1 группа Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С.Пушкин)
2 группа Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. (А.Фет)3 группа Белая береза под моим окном. Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин) Повторяющиеся гласные звуки [а], [о], [и] передают напевность стихов.
Итак, если гласные «даны для пенья» (С.Маршак), то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…Задание 2. Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите согласные, которые автор использовал как средство выразительности. 1 группа…Васька Кот в углу,Припав за уксусным бочонком,Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. («Кот и повар» И.А.Крылова)
2 группа Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной, И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. (М.Ю.Лермонтов) 3 группа Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев) Повторяющиеся согласные звуки [р, р’, л, л’] помогают передать содержание текстов.
Физкультминутка-игра Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков, влево, если в слове больше гласных, вперед, если гласных и согласных поровну.
Конкурс рассказов о семье А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание. Прослушайте рассказы ребят, оцените их и выберите 1 участника от группы, у которого получился самый интересный рассказ, есть фотографии, рисунки, или иллюстрации… Слушание рассказов. Оценивание работы групп.
Подведение итогов. Игра «Микрофон» Над какой темой мы сегодня работали?Чем отличается образование гласных и согласных звуков?Какое значение имеют повторы гласных и согласных в тексте?Что вам понравилось на уроке?Что не понравилось?
Домашнее задание Выучить теорию Б, В (стр.13-14).Повторить теорию А (стр.12).Составить диалог, используя материал упражнения 24, или придумать сказку по данному в упражнении 31 началу (по выбору). Спасибо за работу!