Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы: Активизация познавательной деятельности. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). Совершенствование межличностных отношений в классе.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке Варианты комплектования групп. Принципы групповой работы. Поведение учителя во время проведения групповой работы. Плюсы и минусы групповой работы.
Принципы групповой работы. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся. Учитывать особенности состава группы. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. Распределять роли между участниками группы. Организовывать коммуникацию в группе и между группами. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Он может контролировать. Организовывать. Оценивать работу учеников. Участвовать в работе группы. Предлагать участникам разные варианты решений. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Плюсы: Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.
Групповая работа Дифференцированный подход Самооценка
Советы учителю: нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Чего не следует делать учителю: сидеть за своим столом, проверяя тетрадки; воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса; уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных; исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами); оказывать давление на участников или мешать им высказываться. нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме; нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще; не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников. и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом. Урок окружающего мира «Чем питаются животные?» Выбрать любую картинку с животными и ответить на вопрос: чем питаются эти животные? Через несколько минут ребята поделились знаниями с одноклассниками и сразу получилось у нас 3 группы: травоядные, хищники и группа, которая подходит и в две предыдущие. Возник вопрос, на который нужно искать ответ.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятны ли задание учащимися. По ходу занятия, учитель ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся. Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися: Что удалось сделать? Почему? Что не удалось сделать? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.
Минусы. 1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. 2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. 3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. 5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Какая была цель? Что нужно было получить в результате? Удалось ли получить результат? Ты выполнил верно или с ошибкой? Ты справился самостоятельно или с чьей-то помощью? Алгоритм самооценки:
Максимальный уровень – «Превосходно» – необыкновенный результат, его будет сложно повторить. Повышенный уровень – «Отлично» – очень доволен, т.к. результат отличается от обычного. Необходимый уровень – «Хорошо» – доволен, похоже на то, что делаю обычно. «Нормально» – цель достигнута, но в следующий раз сделаю иначе. Алгоритм самооценки:
Максимальный уровень – «Превосходно» – решена совершенно незнакомая сверхзадача. Повышенный уровень – «Отлично» – решена необычная, в чем то новая задача. Необходимый уровень – «Хорошо» – привычная задача решена полностью самостоятельно. «Нормально» – привычная задача решена, но с чьей-то помощью. Алгоритм самооценки:
Простые задания– задания, которые мы выполняли уже много раз, нужно лишь использовать давно изученный материал в привычной и понятной ситуации. Задания посложнее – либо в этих заданиях нам потребовались новые, только что открытые знания, либо уже изученный материал нужно было самостоятельно применить в не совсем обычной ситуации. Трудные задания – либо такие задания на уроке мы еще не выполняли, либо потребовались совершенно новые знания, которые мы еще не открывали. Признаки уровней заданий:
Источники: Мир глазами эколога Развитие и размножение животных. Кто что ест? Охрана растений Развитие растений из семени Разнообразие животных Разнообразие растений Технология организации групповой работы http://irina31reg.ucoz.ru/publ/1-1-0-9 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/11/priyomy-differentsiatsii-na-urokakh http://festival.1september.ru/articles/579384/