Оценка метапредметных результатов в начальной школе. Тонких О.И.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК («Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100»), т.е. всех учебных предметов базисного плана. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К регулятивным универсальным учебным действиям относится: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(1уровень); умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень); навыки саморегуляции (3 уровень)
К познавательным УУД: Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень); Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень); Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .
К коммуникативным УУД: Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем; Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция - «умение учиться», которое -предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: Решение задач творческого и поискового характера; Учебное проектирование; Итоговые проверочные работы; Комплексные работы на межпредметной основе; Мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы и рисунки. Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные; устный и письменный опрос;
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование. Инструментарий контроля: лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, мониторинг .
Лист самооценки Конец урока Название предметов Знаю все Знаний стало больше Ничего нового не узнал Могу рассказать другим
Устная самооценка Сегодня на уроке: Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Больше всего мне понравилось… Мне показалось важным… Для меня было открытием то, …
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Карта наблюдения за развитием универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе Фамилия, имя учащегося __________________________________ УУД Учебный год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Личностные внутренняя позиция школьника самооценка мотивация учебной деятельности соблюдение правил поведения в школе и общественных местах умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами умение выделить нравственный аспект поведения ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу умение сохранять учебную задачу умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
Модель системы оценки достижений метапредметных результатов в начальной школе. Она включает в себя несколько этапов: Организационный момент. Актуализация знаний (мотивационный момент). Целеполагание (метод исследования, групповая фронтальная работы). Планирование. Реализация плана. Контроль и оценка. Итог урока. Рефлексия.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Начало занятия Заинтересовать обучаемых Сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться
Метод тестирования в начале урока взаимопроверка, самоанализ, мотивация, цель, которую они формируют самостоятельно.
ПРИЁМ «ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС» Представьте себе несколько домиков. Можно ли, не меняя формы объединить их в общий дом?
интрига…??? Глокая куздра будлонула бокра и штеко кудрячит бокрёнка. Л.В.Щерба
создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. (формы и методы)
составления кластера составления плана прогнозирование комментирование тезирование
рефлексия “Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения); “Что у тебя не получается?” (вопрос нацелен на поиск учащимся “места” затруднения, ошибки); “Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос); “Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых
В учебной деятельности мы должны контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого учащегося контроль за правильность выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
ВЫВОД Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.
Результаты Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. «Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Спасибо за внимание!