Дизонтогенез
Факторы, влияющие на возникновение дизонтогении Время и длительность воздействия повреждающих факторовЭтиологияРаспространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействияСтепень нарушения межфункциональных связей
Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия: сомато-вегетативный психомоторный аффективный эмоционально-идеаторный
Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) На фоне незрелости всех систем ребенок в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких какобщая и вегетативная возбудимостьповышение t°нарушение сна и бодрствованиянарушение аппетитажелудочно-кишечные расстройства
Психомоторный ( от 4 до 7 лет) Интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему, предрасположенной к динамическим расстройствам различного генеза:психомоторная возбудимостьтикизаиканиестрахи
Психомоторный ( от 4 до 7 лет)продолжение Возрастает роль психогенных факторов таких как:неблагоприятные травмирующие взаимоотношения в семьереакции на привыкание к детскому образовательному учреждениюнеблагоприятные межличностные отношения
Аффективный (от 7 до 12) На любую вредность ребенок реагирует аффективным компонентом(от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с элементами негативизма, агрессии, невротическими реакциями) Могут встречаться следующие расстройства:синдром аффективной возбудимостисиндромы страховсиндром нарушения школьных навыковсиндром навязчивых состоянийпсихохарактерологические реакцииневрастенический синдром
Эмоционально-идиаторный (с 12 до 16) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется:Патологическим фантазированиемСверхценными увлечениями и интересамиИпохондрическими идеямиПсихогенными и психопатическими реакциямиПсихохарактерологическими реакциями
Этиология дизонтогений Условно причины возникновения дизонтогений можно разделить на 2 большие группы:I биологические факторыII социальные факторы
I Биологические факторы: Антенатальные (токсикозы беременности, заболевания матери во время беременности, вредные привычки и наркологические проблемы, психические нарушения у матери).Перинатальные (внутриутробные повреждения плода, патология процесса родов).Постнатальные (генотип, соматические заболевание до 7 лет, черепно-мозговые травмы).Наследственность и состояние здоровья родителей.
II Социальные факторы: Факторы, влияющие на здоровье родителей и наследственность (клинические условия, особенности питания, уровень загрязненности окружающей среды, социально-стрессовые условия).Психические факторы (условия микросоциальной среды, типы воспитания, хронические психотравмирующие ситуации, школьные проблемы, школьная дезадаптация, структура и насыщенность свободного времени, фактор культуры). Психофизиологические факторы (умственное и физическое переутомление, структура и насыщенность двигательной активности, стиль жизни, проблемы подросткового возраста).
Основные направления нарушений психического развития человека.(Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л.Каннер). Ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных ее компонентов.Дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды.
Основные направления нарушений психического развития человека.(продолжение) Поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга.Асинхрония – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому) I группа включает отклонения по типу ретардации задержанное развитие идисфункцию созревания:общее стойкое недоразвитие (УО)задержанное развитие (ЗПР)
II группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие (органическая деменция)Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний)
III группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых расстройств:искаженное развитие (РДА)дисгармоническое развитие (психопатия)
В последние годы все больше и больше появляется детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития. Это дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития».
Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации Нарушается «расшифровка» окружающего мираПри сенсорной патологииПри патологии эмоционально-личностной сферы
Благодарю за внимание