Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями
ОНР и УО Задержанное или неравномерное развитие интеллектаТрудности выполнения вербальных мыслительных заданийНет инертности психических процессов(аналогии)Меньше помощи при формировании обобщенийДифференцированные эмоциональные реакцииКритично относятся к своей речевой недостаточностиДеятельность целенаправленна, контролируетсяЗаинтересованы в выполнении заданийПроявляют сообразительность Тотальный интеллектуальный дефектОхват всех видов мыслительной деятельностиИнертность психических процессовПостоянная помощь при формировании обобщенийСлабая дифференциация эмоциональных реакцийНе замечаю свой дефектДеятельность не целенаправленна, контроль не ведетсяНе заинтересованы в выполнении заданийНе проявляют сообразительность
ОНР и ЗПР Слабость произвольного вниманияНедостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышленияДеятельность целенаправленна, контролируетсяПсихические процессы относительно развитыВисочно-теменно-затылочные зоны Слабость произвольного вниманияНедостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышленияДеятельность не целенаправленна, контроль не ведетсяПсихические процессы задержаны в развитииСтрадают лобные доли
Сенсорная и Нарушения алалия слуха Пользоваться слуховым аппаратом не можетГолос имеет нормальную громкость и звонкость Сложно наладить контакт Повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличных для окружающих Лучше слышит при использовании слух аппаратаГолос лишен звучности, тих, глуховатЛегко наладить контактПостоянный порог восприятия
Сенсорная и Нарушения алалия слуха Усиление громкости не улучшает восприятие Мерцающее непостоянство слуховой функцииНарушена работоспособностьПовышенная утомляемостьДисгармоничность процессов возбуждения и торможенияСлабые возможности высшего аккустического анализа и синтеза Усиление громкости улучшает восприятие
Алалия и РДА Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характераМимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи Нарушено формирование эмоционально-личностного контакта с окружающим миромПрактически не используется «язык» мимики и жестов
Алалия и РДА Отмечается дифференцированные и адекватные реакции: дети в состоянии учитывать изменения в ситуацииНаблюдаются различные нарушения двигательной сферы. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют Поведение и реакции на окружающее часто не предсказуемы и непонятныХарактерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное потряхивание кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища и др.
Алалия и РДА Обычно картина своеобразной задержки интеллектуального развития; прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а т.ж. различные степени олигофрении
Алалия и РДА Выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения Речь (речедвигательная деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиватьсянормально, а затем ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью