Информационно- коммуникативные технологии на уроках математики М О У «Тверской лицей»2008 год
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ: Видлога Ирина Викторовна;Карпенко Ольга Ефимовна;Мельникова Татьяна Алексеевна;Науменко Татьяна Михайловна;Макарова Наталья Владимировна.
ЭТО МЫ !
В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Внедрение компьютера в образовательный процесс - это в определенной мере залог успеха в обучении. Использование компьютера на занятиях по математике имеет и воспитательный смысл: с раннего возраста дети будут учиться общаться с компьютером, а значит, будет закладываться культура отношений «человек-компьютер», учащиеся познакомятся с самым неожиданным его применением.
Современные процессы развития и демократизации общества, изменение отношения к человеку, усиление роли личности, изменение общественно-экономических отношений ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи. В эпоху научно-технического прогресса одним из факторов демократизации образования является компьютеризация процесса обучения.
Использование компьютера вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик - это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика обеспечивает возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на более высоком уровне - по выбору ребенка.
Информационно- коммуникативная технология (ИКТ) Педагогическая технология на основе эффективной организации и управления процессом обучения, определяющая специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, в результате которого происходит передача и обмен информационными продуктами.
Проблемы: Как учить в век информатизации человека будущего?Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?Как повысить качество обученности школьников?
Эти проблемы можно решить: Обеспечив высокий уровень преподавания предметов;Использовав новые технологии в обучении;Реализовав комплексный подход к освоению технологии развивающего обучения;Технологизировав и компьютеризировав учебно-воспитательный процесс;Диагностировав резервные возможности школьной образовательной среды и способностей учащихся и др.
Системный подход к применению информационно-коммуникативных технологий позволяет решить ряд задач: Образовательные:повысить успеваемость;обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.Развивающие:развить навыки решения различных заданий по математике;развить навыки работы на ПК;развить умение анализировать условия заданий.Воспитательные:создать условия для воспитания следующих качеств: аккуратность, точность, усидчивость, настойчивость, сообразительность;сформировать умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развить уверенность в себе.
Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий для ученика: расширяют возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений математики;прививают навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;развивают познавательные способности учащихся;способствуют быстрому освоению материала, экономят время, вкорне изменяют качество и содержание урока;способствуют развитию мотивации у ученика;помогают быстрому усвоению сложного материала.
Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий для учителя: позволяют быстро адаптироваться в изменяющихся условиях;позволяют работать и принимать решения в сотрудничестве с обучающимися;позволяют практически мыслить;позволяют устранять проблемы технического характера, замедляющие процесс обучения;позволяют организовать диагностическое и коррекционное тестирование, визуальный контроль за усвоением учебного материала.
ИКТ для учителя Освобождение от рутинной бумажной работы: - создание отчётов, планов, конспектов уроков; - отслеживание успеваемости; - создание банка учебных задач, КИМов, схем, таблиц, диаграмм на мультимедийных носителях.Включение учащихся в активную деятельность: - личностно-ориентированное обучение; - метод проектов; -технология критического мышления.Дистанционное образование вместе с учащимися
Преимущества компьютерного контроля: экономия времени на проверке работ учащихся;ученик сразу видит свои ошибки и получает оценку;снятие психологической зависимости от учителя «доброго» или «строгого», ученик начинает более объективно оценивать себя;итоги работы учащихся выводятся на экран, сразу можно провести статистическую обработку результатов.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы,понятия);тренажёр;контроль за умениями, навыками учащихся;самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: для объяснения нового материала и максимального его усвоения; для оптимального закрепления пройденного материала;для формирования умений и навыков; для повторения материала; для улучшения диагностики, контроля и коррекции знаний учащихся; для самоконтроля;для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
Мотивация необходимости применения ИКТ на уроках : - позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;- позволяют индивидуализировать процесс обучения;- повышают интерес к урокам математики;- активизируют познавательную деятельность учащихся;- развивают творческий потенциал учащихся;- осовременивают урок.
Способы использования компьютера на уроке: уроки, полностью построенные (от начала и до конца) на использовании компьютера; использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока математики;использование элементов проникающей компьютерной технологии, ( использование компьютеров лишь на отдельных уроках, для решения отдельных задач).
Функции компьютера для ученика: учитель;рабочий инструмент;объект обучения;сотрудничающий коллектив;игровая среда.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ;ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ;ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ (В рамках педагогической поддержки);ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ;МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (интеграция).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ МОУ «Тверской лицей» Интерактивные доски-5.Мультимедийные установки-3.Компьютерные классы- 3.Компьютеризированное рабочее место учителя.Копировальная техника-12.Информационно-коммуникативные средства.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИКТ ПРОДУКТЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ;ИНТЕРНЕТ;ПРЕЗЕНТАЦИИ СОЗДАННЫЕ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ ЛИЦЕЯ.
Использование программы Power Point на уроках: Стимулирование познавательной деятельности школьников;Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;Визуализация учебного материала;Интеграция со смежными дисциплинами;Повышение мотивации учения школьников и закрепления интереса к математике;Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;Стимулирование воображения школьников;Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
При интерактивном обучении следует помнить следующие правила: Длительность использования электронных средств обучения (ЭСО) не должно превышать 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.Использование ЭСО в начале урока ( в течении 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минут, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного.Использование ЭСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.
Следует помнить о санитарно-гигиенических требованиях и нормах аудио- визуальной нагрузки при использовании технических средств. Работа за компьютером должна составлять для учащихся1-х классов – 10 минут;2-5-х классов – 15 минут;6-7-х классов – 20 минут;8-9-х классов – 25 минут;10-11-х классов – 30 минут.
Каталог 1.Открытая математика. Стереометрия. Изд. Физиком. (версия 26). 2.Открытая математика. Планиметрия. Изд. Физиком. (версия 26). 3.Открытая математика. Алгебра. Изд. Физиком. (версия 26). 4.Открытая математика. Функции и графики. Изд. Физиком. (версия 26). 5.Уроки алгебры 10-11 классы. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6.Уроки алгебры 9 класс. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Каталог 7.Уроки алгебры 7-8 классы. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8.Уроки геометрии 11 класс. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.9.Уроки геометрии 10 класс. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.10.Уроки геометрии 9 класс. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.11.Уроки геометрии 8 класс. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.12.Уроки геометрии 7 класс. Изд КиМ . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Каталог 13. Современный учебно-методический комплекс. Математика 5-6. Просвещение ( издание2) (все задачи школьной математики).14. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 7-9. Просвещение ( издание2) (все задачи школьной математики).15. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра и начала анализа. Просвещение ( издание2) (все задачи школьной математики).16. Математика абитуриенту (основные понятия элементарной математики), ( 1145 задач по математике), версия 2.0.17. Электронно –учебное издание Дрофа. Геометрия 8 (мультимедийное приложение к учебнику И. Ф . Шарыгина)18. Электронно –учебное издание Дрофа. Геометрия 9 (мультимедийное приложение к учебнику И. Ф . Шарыгина
Каталог 19. Математика 7-11 класс. Издательский дом Равновесие. Teach Pro.20. Тригонометрия. Функция. Издательский дом Равновесие. Teach Pro.21. «1145 задач по математике» Изд. Новый диск. Математика абитуриенту.22. Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11. Изд. CorDls.23. Образовательная коллекция. Математика 5-11 классы. Практикум.. Изд. CorDls.24. НФПК. Математика 5-11. Практикум. Новые возможности для усвоения курса математики.25. Дидактический и раздаточный материал . Геометрия 7-9 классы Изд. Учитель .
Каталог 26. Програмно-методический комплекс «Семейный наставник» ООО «ИНИС - Софт», 1996-200427. «математика абитуриенту». Интерактивная линия. 2000-2002.
ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Интерактивная доска. Наряду с компьютерной техникой в лицее применяются интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
Направления использования интерактивных досок в учебном процессе: Презентации, демонстрации и создание моделей.Активное вовлечение учащихся.Улучшение темпа и течения занятий.
Преимущества обучения с помощью интерактивной доски: Обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.Развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов.Предоставление большей возможности для учащихся в коллективной работе.Использование различных стилей обучения.
Обеспечение хорошего темпа урока.Предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала.Упрощение проверки усвоенного материала на основе сохранных файлов.Обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом.Стимулирование профессионального роста педагога, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.