Алгоритмы теории игр Михаил Лукин, гр. 3539
План лекции ВведениеМатричные игры Игры с седловой точкой Смешанные стратегииПрименениеИтогиЛитература
Введение Первая значительная книга по теории игр появилась в 1944г (Дж. фон Нейман, С. Моргенштерн «Теория игр и экономическое поведение»).Предмет оказался чрезвычайно сложным, даже для математики .Теория игр она нашла свое применение, прежде всего, в военном деле и экономике.
Матричные игры Этот раздел теории игр является наиболее полно изученным.
Определения Система Г = (X, Y, K), где X и Y – непустые мно-жества, и функция , называется антагонистической игрой в нормальной форме. Элементы и называются стратегиями игроков 1 и 2 соответственно.Антагонистические игры, в которых оба игрока имеют конченые множества стратегий, называются матричными.
Пусть игрок 1 имеет всего m стратегий, а игрок 2 – n стратегий.Установим биекцию между множест-вами: X и M = {1, …, m}; Y и N = {1, …, n}.Тогда игра Г полностью задается матрицей ,где
Примеры «Игра на уклонение».Дискретная игра типа дуэли. , i < j
Игры с седловой точкой Теорема. Пусть имеются два числовых множества A и B и функция . Тогда .Пусть дана . Точка (x0,y0) называется седловой точкой функции f, если 1. 2.
Игры с седловой точкой 2 Теорема 2. Пусть и существу-ют . Тогда равносильно тому, что f имеет седловую точку.Может ли у матрицы быть несколько седловых точек?Все ли матрицы имеют седловую точку?
Смешанные стратегии Основная теорема матричных игр. В смешанных стратегиях игра двух лиц с нулевой суммой имеет седловую точку.
Итеративный метод Брауна – Робинсона Идея метода – многократное фиктивное разыгрывание игры с заданной матрицей выигрыша. Недостаток: малая скорость сходимости.
Монотонный итеративный алгоритм
Пример применения Выбор оптимальной стратегии в условиях неопределенности.
Итоги Матричные игры – наиболее изученный раздел теории игр.Основное применение теории игр – – экономика.
Литература Петросян, Зенкевич, Семина «Теория игр»http://fmi.asf.ru/vavilov/Tiv.htmhttp://vvo.psati.ru/files/RPU/page2.files/index10.htmlhttp://www.dvo.ru/studio/linpro/buka/node20.html – основная теорема двойственностиРобинсон Дж. «Итеративный метод решения игр»