Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: опыт, проблемы и перспективы Формирование информационно-образовательной среды в образовательном учреждении О.Н.Петрова, гл. специалист Управления образования 5informatika.net
Формирование и развитие информационного общества в Российской Федерации Повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий в числе основных задач Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг Повышение качества образования на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий Развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий В числе основных задач
Новая школа – это современная инфраструктура Современные здания с добротной и функциональной школьной архитектурой Медиатека и библиотека Высокотехнологичное учебное оборудование Широкополосный Интернет Грамотные учебники и интерактивные учебные пособия Условия для занятий спортом и творчеством
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ на 2011 – 2015 гг. «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» Создание единой информационной системы сферы образования в числе основных задач На втором этапе реализации ФЦПРО будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий
Информатизация образования – комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, в котором участвуют и учителя, и ученики, и администрация школы. Информатизация - направление модернизации системы образования
Информатизация образования Внедрение комплекса программ управлением образования в ОУ Создание единого информационного образовательного пространства ОУ Использование информационных технологий в образовательных дисциплинах Разработка интегрированных уроков Проектная деятельность Активное использование Интернет
ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят в РФ в 1995г.) Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов
Информатизация системы образования района – организованный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, создания оптимальных условий для интеграции информационных и коммуникационных технологий в образование с целью обеспечения свободного доступа к информации всех участников образовательного процесса.
Информационное общество – общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.
Информационная культура - часть общей культуры современного человека, отражающей достигнутый уровень организации работы с информацией, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и ее использования, а так же способности к целостному видению мира и предвидения последствий принимаемых решений.
Стратегическая задача школьного образования: обновление его содержания и достижение новых качественных его результатов.
Компоненты информационного пространства Информационные ресурсы Средства информационного взаимодействия Информационная инфраструктура
- совершенствование информационной системы, обеспечение её полноценного функционирования и развития на перспективу; - накопление опыта работы школы по созданию ЭОР, разработанных самими учителями и обучающимися; - создание методической копилки использования ИКТ в образовательном процессе; - увеличение числа педагогов, использующих информационные технологии и расширение списка школьных дисциплин, преподаваемых с применением ИКТ. Тенденции развития ОУ для создания эффективного открытого информационного пространства:
Информационно-образовательное пространство неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования
Образовательное пространство — совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования, самоопределения и саморазвития.
Информационная среда - совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации; коллективных и индивидуальных субъектов, наделённых мотивами и потребностями
Образовательная среда - совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса
– это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. Информационно-образовательная среда (ИОС)
комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе ЭОР, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. ИОС включает:
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно- телекоммуникационная инфраструктура; прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование ОУ; сайт образовательного учреждения; участники образовательного процесса. Компоненты ИОС школы
информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; ИОС должна обеспечивать:
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. ИОС обеспечивает: ИОС ОУ должна обеспечивать:
обеспечить повышение качества образования в ОУ за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, то есть формирование и развитие информационной культуры обучающихся, педагогических и руководящих кадров. Цель информатизации ОУ
- внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность; - автоматизация учета кадров и документации ОУ для оперативного ведения и архивного хранения информации; - автоматизация статистических данных ОУ для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования; Задачи: Управленческие:
- обучение педагогических и руководящих кадров ИТ; - повышение уровня общеобразовательной подготовки обучающихся в области современных ИТ; - создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая ЭОР, - системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации. Методические
-создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы Организаторские:
- мониторинг национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - мониторинг динамики заработных плат работников общеобразовательных учреждений - мониторинг внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов - мониторинг реализации мероприятий комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Направления мониторинга в 2011г.
Провайдер - организация, предоставляющая услуги доступа к Интернету и иные связанные с Интернетом услуги - ООО «Ростелеком»(11 ОУ) - ООО «РТКомм.ру» (1 ОУ) - ОАО «Мегафон» (1 ОУ) - ООО «Комлайн» (2 ОУ)
Подключение к высокоскоростному Интернету
Подключение к сети Интернет № Название ОУ Кол-во компью-теров Кол-во ПК, имеющих выход в сеть Интернет 1 МБОУ «Харовская СОШ №2» 17 1 2 МБОУ «Харовская СОШ №3» 90 70 3 МБОУ «Семигородская СОШ» 23 12 4 МБОУ «Пундужская СОШ» 6 2 5 МБОУ «Сорожинская ООШ» 6 2 6 МБОУ «Ильинская ООШ» 6 2 7 МБОУ «Михайловская ООШ» 1 1 8 МБОУ «Шапшинская ООШ» 20 9 9 МБОУ «Катромская ООШ» 5 2 10 МБОУ «Нижне-Кубенская НШДС» 5 1 11 МС(К) БОУ для обуч-ся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Харовская спец(коррекц) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» 10 3
Педагогические работники, использующие ИКТ
БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Соглашения на оказание услуг контентной фильтрации на безвозмездной основе услуги фильтрации Интернет-трафика для ОУ Организация контентной фильтрации
организационно- нормативные меры журналы мониторинга использования интернет-ресурсов классный часы относительно безопасной работы в сети Интернет журналы посещений интернет-ресурсов обучающимися правила использования ПЭВМ для использования обучающимися интернет-ресурсов назначены ответственные лица в ОУ
Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») - онлайн-семинар, который предоставляет возможности ведущему (специалисту, консультанту, профессионалу, учителю) передавать информацию (опыт, знания, умения, задания), а участникам с помощью виртуального класса, в котором есть возможность слышать и видеть друг друга в любой точке мира, получать информацию и обучаться.
Курсы повышения квалификации БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж» АОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» РРЦ МБОУ «Харовская СОШ №3» Вебинары Дистанционное обучение
Количество ОУ, осуществляющих переход на ПСПО в 2010-2011
100% образовательных учреждений района имеют официальные сайты и органы государственно-общественного управления; 100% школ разместили на сайтах публичные отчеты, планы финансово-хозяйственной деятельности.
Доля образовательных учреждений (от общего числа ОУ), в которых органы государственно-общественного управления принимают участие в разработке и утверждении: - основных образовательных программ 58,33 % - программ развития общеобразовательного учреждения 91,67 % - иных нормативных правовых актов 50 % - планов финансово-хозяйственной деятельности 58,33 %
Использование почтового сервиса В 2012г. используемый клиент - Mozilla Thunderbird
Перспектива: В соответствии с Законом РФ от 27 июля 2010г. «210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Распоряжениями Правительства РФ от 17 декабря 2009г. №1993-р и от 7 сентября 2010г. №1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. Полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014г.. Перевод осуществляется при участии Департамента образования Вологодской области
В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации: -сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося - сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося - сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося - сведения о посещаемости уроков (занятий) - сведения о расписании уроков (занятий) - сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий) - содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.
- освоение педагогами новой техники, - накопление опыта , создание банка программно-методических средств, - создание единой информационной среды школы, - внедрение дистанционного обучения, - обеспечение оперативности взаимодействия в системе «учитель - - ученик», «учитель-родитель» через электронный журнал, смс-рассылки, электронную почту, - организация эффективного управления учебно-воспитательным процессом, - использование школьного сайта для открытости образовательного учреждения, - развитие творческих способностей учащихся - проектная деятельность в самых различных областях, интернет-клубы и лаборатории и др., - изучение эффективности внедрения ИКТ в УВП, - здоровьесбережение, предотвращение негативных последствий использования ИКТ в образовательных целях. Перспективы развития
Перспективы развития освоение педагогами новой техники, накопление опыта , создание банка программно-методических средств, создание единой информационной среды школы, внедрение дистанционного обучения, обеспечение оперативности взаимодействия в системе «учитель - ученик», «учитель-родитель» через электронный журнал, смс-рассылки, электронную почту, организация эффективного управления учебно-воспитательным процессом, использование школьного сайта для открытости образовательного учреждения, развитие творческих способностей учащихся - проектная деятельность в самых различных областях, интернет-клубы и лаборатории и др., изучение эффективности внедрения ИКТ в УВП, здоровьесбережение, предотвращение негативных последствий использования ИКТ в образовательных целях.