«Фосфор как элемент и вещество»урок химии 9 класс Мотайло М.В. учитель химии и биологии МОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Белгородская область
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева выяснить аллотропные возможности фосфора изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задачвоспитывать ответственность за конечный результат работы.
Мотивационно-ориентационный этап.Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь?
Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока?
История открытия фосфора 1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель фосфора 1682г- Р.Бойль в химической лаборатории при работе с фосфором.
Фосфор как элемент
Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора
Аллотропия фосфора
Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора? «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь .Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, – сказал я».
Химические свойства фосфора.( Работа с учебником стр.160 и дополнительной литературой)
« Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»
Видеоролик«Сгорание фосфора в хлоре» 2 Р + 3Cl2 ( нед) →2 PCI3 2 Р + 5Cl2 ( изб) → 2PCI5
Применение фосфора
Первичное закрепление полученных знаний. Учащиеся выбирают для закрепления материала задания разных уровней сложности:1 уровень: упр. №1 стр. 163 учебника ( О.С.Габриелян, «Химия-9»)2 уровень:упр.№2 стр. 163 учебника3 уровень: решение расчетной задачи №5 стр.163 учебника.
Домашнее задание: п.28 ( до стр.160- соединения фосфора), упр.№3,6 ( по выбору учащихся); творческое задание: презентация темы « Биологическое значение фосфора».
Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап. Рефлексия « Телеграмма» ученика учителю о впечатлениях об уроке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Учебник О.С.Габриеляна « Химия- 9», изд.» Дрофа», 2007 год.Виртуальная лаборатория. Открытая химия. 8-11 класс. [Электронный носитель]. – М.:Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [Электронный носитель]. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002.http://www.alhimik.ruhttp://him.1september.ru.