Раздел: Неорганическая химия 8 классАвтор учебника О.С. Габриелян(базовый уровень) Учитель химии МОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа» Курганской области ШИМЧЕНКО О.Ю. (2009-10 уч.г.)
Тема: Изменения, происходящие с веществами Эпиграф: Другого ничего в природе нет, Ни здесь, ни там в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. С. Щипачев.
Перечень уроков по данной теме ( 13 часов):1. Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.2. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе. Физические явления в химии.3. Явления, связанные с изменением состава вещества – химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.4. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.5,6 Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.7,8 Расчеты по химическим уравнениям (решение задач).9. Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой»10. Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»11. Практическая работа №4 «Признаки химических реакций» 12. Повторительно-обобщающий урок по теме.13. Контрольная работа №3 по теме «Явления, происходящие с веществами».
Тема урока: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Знать: определение химического уравнения; химический смысл закона сохранения массы; значение индексов и коэффициентов в формулах веществ и уравнениях реакций.Уметь: объяснить данный закон, применить его при объяснении сущности процессов горения и составлении уравнений химических реакций; составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому:так ежели где убудет несколько материи,то умножится в другом месте…. М. В. ЛомоносовДанный закон позднее (1789 г.) подтвердил французский химикА. Лавуазье
Современная формулировка закона: Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.С точки зрения атомно-молекулярного учения закон сохранения массы объясняется так:В результате химической реакции атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка.Т. к. число атомов до реакции и после остается неизменным, то их общая масса также не изменяется.
ВСПОМНИ! Химическая формула – условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов. Индекс показывает число атомов в формульной единице вещества. Коэффициент показывает число несоединенных друг с другом частиц Химическая формула Коэффициент ИндексНа основании данного закона составляютуравнения химических реакций с помощью химических формул, коэффициентов и математических знаков.
Алгоритм составления уравнений реакций и расстановки коэффициентов методом подбора:1. В левой части уравнения пишут формулы веществ, вступивших в реакцию (исходные вещества), а затем ставят стрелку.Mg + O2 2. В правой части (после стрелки) пишут формулы веществ, образующихся в результате реакции (продукты реакции).Mg + O2 MgO 3. Уравнение реакции составляют на основе закона сохранения массы веществ, т.е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов, что достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.2Mg + O2 2MgO 4. Затем проверяют число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения.
Выполни задания – расставь коэффициенты в уравнениях реакций: Проверь свои знания: найди ответы под соответствующими буквами и расставь их в правильном порядке.
Расставь коэффициенты в уравнениях реакций, схемы которых приведены ниже. Все вещества записать в виде химических формул.Ответы: 1) 2HgO, 2Hg, O2 2) 2Fe, 3Cl2, 2FeCl3 3) 2Na, S, Na2S 4) 2Ag2O, 4Ag, O2 5)2Al, 3S, Al2S3 6) 3H2, N2, 2NH3
Проверь свои знания: Составить уравнения реакций, вместо знака «?» дописать недостающую химическую формулу. Ответ приведите в виде суммы коэффициентов во всех уравнениях.
Домашнее задание: пп. 26-27, с. 145, №2,3. сообщения на тему «Устройство и работа огнетушителя», «Химические реакции в нашей жизни», кроссворд по терминам Желаю удачи!Время пошло… .