Курс «Неорганическая химия» Лектор: Третьяков Юрий Дмитриевич Расписание лекций: вторник – 10:50 – 12:25 пятница – 10:50 – 12:25 Электронная версия лекций находится на сайте www.fnm.msu.ru в разделе библиотека – учебные материалы
Воспитательное стихотворение (Эдуард Успенский – создатель брэнда «Чебурашка») Когда гуляю пешком по поселку И вижу розарий, альпийскую ёлку, Дом, фонари, провода, Летнюю мебель, столы для пинг-понга, Сенокосилку, цветы из Гонконга, Я рассуждаю тогда: - Сколько же, сколько же надо учиться, Рано вставать Или поздно ложиться, Над книгами сколько корпеть, Чтоб все это тоже иметь. Когда я на лыжах с собакой катаюсь И на высокий забор натыкаюсь, А за забором прием – Музыка, свет, королевы и дамы… Корреспонденты, огни для рекламы, Столики с разным питьем… Я понимаю, чтоб это иметь, Чтоб наслаждаться подобным забором, Музыкой, дамами и разговором…
Правила поведения Не опаздывать на лекцию Отключить сотовые телефоны в аудитории Поздороваться с лектором Не шуметь и не разговаривать во время лекции
Советы Регулярно посещать лекции Записать в тетради лишь самое главное Стремиться понять лектора Учиться не только по лекциям, использовать также учебники и Internet
Признаки химической реакции изменение цвета (J2 и крахмал, Fe3+ и роданиды, «лисий хвост», KMnO4) появление запаха (бром, H2S, SO2, меркаптаны) изменение вкуса («инвертированный сахар») выпадение осадка (PbJ2, BaSO4, AgJ, «берлинская лазурь») свечение (люминол, «синглетный кислород») увеличение объема (фараонова змея, сахар + олеум) выделение тепла, разогревание, взрыв (H2SO4 + H2O или H2O+H2SO4, алюмотермия, фосфор и бертолетова соль, H2 + O2: «комарик», «трехйодистый азот», «оксиликвиты» ) поглощение тепла, охлаждение (растворение роданида, нитрата аммония, тиосульфата натрия – сольватация?) возникновение э.д.с. …
Химические реакции – участие «электронных оболочек» Ядерные реакции (физика) – участие ядерных оболочек «…Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…» Выделение газа, изменение окраски, образование осадка, изменение массы реагентов и продуктов
Необычные химические воздействия и превращения Механохимия SnO2 + C = Sn + CO2 4Al + 3CO2 = 2Al2O3 + 3C СВС SrO2 + WO2 = SrWO4 CaO2 + MoO2 = CaMoO4 Ультразвук CO + H2 → HCOH (формальдегид) В воде Плазмохимия 2Ti + N2 = 2TiN (зубы, собор) Лазерная химия 2NH3 + CO2 = H2NCOONH4 (мочевина) CO2 – лазер (10.6 мкм) Радиационная химия
Криохимия – «матричный» синтез +BF3 +BF3 77 K 77 K 220 K +PCl3 77 K HC≡HC 77 K, 243 K 343 K
Особенности химического творчества Манхэттенский проект атомная бомба Проект Апполон человек на луне Результат деятельности крупных коллективов «Гамлет» результат индивидуального «Мона Лиза» творчества Химическое творчество непредсказуемый поиск, архитектура химических факультетов. «Химия сама создает предмет своего исследования» - Бертло. Откуда берет начало химия? Первобытный человек – огонь 2Fe2O3 + 3C = 4Fe + 3CO2
Пикосекунды - фемтохимия 2Fe2O3 + 3C → 4Fe + 3CO2 Нанометр – нанохимия Нанотехнология АСМ, ЭМ Интернет–олимпиада по нанотехнологиям Наноазбука Наноматериалы
Лекция № 1: Энергетика химических превращений
Е энергия Е энергия Е m вещество m вещество m (NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + . . . . . . Fe2O3 + Al → Fe + Al2O3 H2O2 + K4[Fe(CN)6 ] + люминол
Внутренняя энергия энергия межмолекулярного взаимодействия энергия химической связи энергия взаимодействия электронов и ядер внутриядерная энергия кинетическая энергия системы как целого энергия положения системы в пространстве ракета в околоземном пространстве
Первое начало термодинамики ∆U=U2 – U1 = Q – A (1.1) A = p ∆V= p (V2 – V1) (1.2) при V = const ( изохорный процесс ) ∆U = U2 – U1 = Qv (1.3) изохорный тепловой эффект
при р = const ( изобарный процесс ) ∆U = U2 – U1 = Qр – p (V2 – V1) (1.4) или Qр = (U2 – U1) + р (V2 – V1) = (U2 + рV2) – (U1 + рV1) (1.5) (1.6) Н – энтальпия, функция состояния теплосодержание Н = f (p,V,U)
Из (1.5) и (1.6) Из (1.5) и (1.6) (1.7) Из (1.3) и (1.4) Qр – Qv = p·∆V = ∆(p·V) (1.8) Согласно уравнению Клайперона – Менделеева (1.9) где R = 8.31 Дж/моль·К, nг – число молей газа Из (1.8) и (1.9) (1.10)
Для реакций: Для реакций: H2 + Cl2 = 2HCl ∆nг = 0, Qр = Qv 2H2 + O2 = 2H2O ∆nг = –1 Qр – Qv = – RT = –2.5кДж/моль Калориметрия, т/краски, скамейка CH4 (г) + 2О2 = СО2 (г) + 2Н2О (ж) + 890кДж (1.11) Термохимическое уравнение +Q и –Q
С + 2S = CS2 – 88кДж (1.12) С + 2S = CS2 – 88кДж (1.12) С + 2S + 88кДж = CS2 (1.12׀) H2 + ½O2 = H2O(г) + 246 кДж 2H2 + O2 = 2H2O(г) + 492 кДж 10-3 10 103 1010 кДж жид. He хим. реакция космич. излучение 1 т С ≈ 1 г Ra
H2O(г) + С(тв) = СО(г) + Н2(г) (1.13) H2O(г) + С(тв) = СО(г) + Н2(г) (1.13) ∆Н = (Н(СО)+ Н(Н2 )) – (Н(H2O)+ Н(С)) >0 H2O(г) + С(т) = СО(г) + Н2(г) – 136 кДж- изменение в системе (теплоподвод) H2O(г) + С(т) = СО(г) + Н2(г) ∆Н = 136 кДж – изменение в окружающей среде (отбор тепла)
Салм Сграф ΔHпр Салм+ О2 Сгр + О2 ΔHпр Сгр + О2 = СО2 ΔH1= - 393,5 (1.14) H ΔH2 Сал + О2 = СО2 ΔH2= - 395,3 (1.15) кДж/моль ΔH1 ΔHпр = ΔH2 – ΔH1= -1,8 кДж/моль (1.16) Энтальпий. диаграмма
Энтальпия (теплота) образования Энтальпия (теплота) образования станд. условия ΔHºобр, 298 или ΔHºf, 298 1 атм. = 101325 Па 25ºС = 298.15 К Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2 (1.17) ΔHº(1.17)= 3ΔHº(CO2) - ΔHº(Fe2O3) - 3ΔHº(CO) Из термических таблиц ΔHº(CO2) = - 393.5 кДж/моль, ΔHº(CO) = -110.5 кДж/моль ΔHº(Fe2O3) = -820 кДж/моль ΔHº(1.17)= 3(-393.5) – (820) – (-110.5) = -29 кДж/моль
Тепловой эффект растворения ΔHºраств. Тепловой эффект растворения ΔHºраств. KOH(кр) = K+(р) + OH-(р) (1.19) ΔHºf,298 - 425.8 – 251.2 – 230.2 ΔHºраст.= [(-251.2) + (-230.2)] – (-425.8) = 55.6 кДж/моль Теплота (энтальпия) фаз. перехода SO3(ж) = SO3(г) (1.20) ΔHºf,298 –439.0 – 396.1 ΔHºисп = (-396.1) – (-439.0) = 42.9 кДж/моль
Энергия ионизации атомов Энергия ионизации атомов H(г) = H+(г) + e- (1.21) ΔHºf,298 218.0 1536.2 ΔHºион = Jион = 1536.2 – 218.0 = 1318.2 кДж/моль Сl(г) + e- = Cl- (г) (1.22) ΔHºf,298 121.3 - 233.6 ΔHэл. ср = (-233.6) – 121.3 = -354.9 кДж/моль
Закон Лавуазье – Лапласа Закон Лавуазье – Лапласа ΔHпр = - ΔHобр (Cl2O, ClO2, Cl2O7)
Закон Гесса ΔH2 ΔH1 = ΔH2 + ΔH3 ΔH3 ΔH1
По определению, для вещества По определению, для вещества (1.25) ΔH = Cp · ΔT (1.26) (1.27) Cр Тф.п. Т (1.28)
Для реакции (ур. Кирхгофа) Для реакции (ур. Кирхгофа) (1.29) (1.30) (1.31) для твердых веществ с = 0, газов d = 0
Энергия химической связи EHCl = ? (EHCl = - ΔHH-Cl) Энергия химической связи EHCl = ? (EHCl = - ΔHH-Cl) ΔHf,HCl = - 92,8 (ΔHдисс)H2 = 435,0 кДж/м; (ΔHдисс)Cl2 = 242,6 кДж/м ½Cl2(г) = Cl(г) ½ (ΔHдисс)Cl2 ½H2(г) = H(г) ½ (ΔHдисс)H2 H(г) + Cl(г) = HCl(г) ΔHH-Cl ½H2(г) + ½Cl2(г) = HCl(г) ΔHºf,HCl ½ ΔHдисс(Cl2) + ½ ΔHдисс(H2) + ΔHH-Cl = ΔHºf,HCl ΔHH-Cl = - 92,8 - ½(435,0 + 242,6) = -431,6 кДж/м
Энтальпия (теплота) гидратации ΔHгидр теплота перехода 1 моль ионов из вакуума в водный раствор Hраств = ΔHреш + ΔHгидр (1.33) реш → р-р > 0 <0 реш → ионы ионы → р-р ΔHраств,KOH <0; т.к ΔHреш < (ΔHºгидр,K + ΔHºгидр,OH ) экзо ΔHраств, КNO3 >0; т.к ΔHреш > (ΔHºгидр,K + ΔHºгидр,NO3 ) эндо Из (1.33) ΔHгидр = ΔHраств – ΔHреш (1.34) ΔHгидр, ан ΔHгидр, кат
Генерация, хранение, транспорт энергии Генерация, хранение, транспорт энергии ТЭЦ, ЭС, АС, генер. схема экоэнергетики Альтернативы? Водород, энергетика Генерация H2 из H2O электролиз радиолиз т/хим. циклы М + Н2О = МО + Н2, у М ср-во к О выше, чем у Н 2МО = 2М + О2, МО легко диссоциирует 2CuBr2 + 4 730 ºС 2Cu(OH)2 + 4HBr 4HBr + Cu2O 100 ºС 2CuBr2 + H2O + 2CuBr2 + 2Cu(OH)2 100 ºС 2CuO + 2CuBr2 + 2H2O 2CuO 1000 ºС Cu2O + 2H2O = H2 + ½O2
FeCl3 · 6H2O Тпл = 310 К ∆Η = 336 кДж/моль FeCl3 · 6H2O Тпл = 310 К ∆Η = 336 кДж/моль LiF + LiOH Тпл = 703 К ∆Η = 734 кДж/моль MgH2 ∆Ηобр = 3 · 103 кДж/м n {C6H7O5(NO2)3} тринитроцеллюлоза 1.5 n CO2 + 4.5CO +3.5 n H2O + 1.5 n N2 C3H5O3(NO2)3 нитроглицерин 3CO2 + 2.5H2O + 1.5N2 + 0.25O2 Нобелевские премии: Н.Н.Семенов
Академик H. H. Семенов - один из наиболее ярких представителей советской науки, внесший неоценимый вклад в её становление и расцвет своими личными научными достижениями и неутомимой научно-организационной, педагогической и общественной деятельностью. Академик H. H. Семенов - один из наиболее ярких представителей советской науки, внесший неоценимый вклад в её становление и расцвет своими личными научными достижениями и неутомимой научно-организационной, педагогической и общественной деятельностью.