Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры зародилась в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры зародилась в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Возникновение философии связано с поворотом в истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот период "осевым временем". Возникновение философии связано с поворотом в истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот период "осевым временем".
Восточная философия Восточная философия Философия Индии и Китая. Западная философия Античная философия. Средневековая христианская философия. Философия Возрождения. Философия Нового времени 17 век философия Просвещения, Немецкая классическая философия Западная философия 19-20 века. Русская философия.
Характерные черты Характерные черты самобытность. традиционность. высокий статус философии в обществе. отношение к философии как образу жизни.
особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида. ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях.
Родился Лао-цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина. Родился Лао-цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина. По преданию, его мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао-цзы родился уже стариком, из-за чего и получил своё имя: Лао-цзы - "Старый ребёнок".
Творчество философа было посвящено социальным проблемам: Творчество философа было посвящено социальным проблемам: индивидуальной и общественной морали, жизнедеятельности общества, смыслу жизни человека, ритуалам.
религиозность. религиозность. принятие учения о переселении души. соединяет рационализм и мистицизм.
Индийская философия спиритуалистически направлена, то есть, устремлена к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению. Индийская философия спиритуалистически направлена, то есть, устремлена к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению.
Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Ее творцы древние греки и древние римляне.
Тип мировоззрения - космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком. Тип мировоззрения - космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком. Тип философствования -созерцательный.
Космоцентризм – познание космоса и человека как его неотъемлемой части. Космоцентризм – познание космоса и человека как его неотъемлемой части. Созерцательность – тип философствования. Объективизм - доминирует направленность от вселенной к человеку, субъект (человек) никогда не ставиться выше объекта (космоса). Пантеизм - космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги воплощение космоса или природы. Фатализм – судьба выражение космической необходимости, которая подчиняет себе богов и человека.
В период 1-2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии В период 1-2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии
Тип мировоззрения - теоцентрический. Тип мировоззрения - теоцентрический. Тип философствования – умозрительный.
Творчество философов или философские труды, в которых разрабатывались основные догматы христианской религии. Творчество философов или философские труды, в которых разрабатывались основные догматы христианской религии. Этих философов называли отцами церкви.
Философия, преподававшаяся в школах и университетах, учение, где предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства. Философия, преподававшаяся в школах и университетах, учение, где предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства.
Реальна единичная вещь Реальна единичная вещь Универсалии это обобщенные понятия
Универсалии не являются самостоятельной реальностью Универсалии не являются самостоятельной реальностью Существуют единичные вещи, но в них фиксируется нечто общее
Универсалии существуют реально и независимо от сознания Универсалии существуют реально и независимо от сознания
теоцентризм – центр мировидения бог монотеистической религии теоцентризм – центр мировидения бог монотеистической религии креационизм –бог творец, он создал мир. провиденциализм – бог управляет миром, история исполнение божественного предначертания. принцип откровения – бог открывает человеку свою волю, истины бытия.
Его колыбелью является Италия. Его колыбелью является Италия. Ренессанс – свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин, личность решает, что истинно, а что нет.
Родоначальник гуманистического движения Родоначальник гуманистического движения
развитие естествознания развитие естествознания географические открытия художественная деятельность образование городов-государств.
Антропоцентризм Антропоцентризм Пантеизм Гуманизм
Первый (14-15 в.) — гуманистический рождение гуманизма противопоставление теоцентризму интерес к земному предназначению человека
неоплатонический 15 - нач.16 в. онтологическая проблематика гуманизм расширяется до социальных и экономических проблем
Натурфилософский (16 — нач. 17 вв.) Натурфилософский (16 — нач. 17 вв.) Онтология - отождествление бога и природы Антропология - человек как природное существо Реформация - европейская религиозная революция Натурфилософия развивается в трудах Бруно
Гуманизм - человек главная ценность мира. Секуляризация - высвобождение науки от религиозного влияния Развитие научно-технической мысли. Концепции идеальных утопических государств. Идея универсальной религии Провозглашены принципы веротерпимости Стимулирование движения Реформации
Характерные черты: Характерные черты: Рационализм Механицизм 17 столетие называют веком разума, поскольку ценность рационального начала становится первостепенной.
английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. Знание - сила
врожденные «идолы рода» - субъективные свидетельства органов чувств и заблуждения разума. врожденные «идолы рода» - субъективные свидетельства органов чувств и заблуждения разума. «идолы пещеры» - зависимость познания от индивидуальных особенностей, ограниченность личного опыта людей. «идолы рынка, или площади» - имеющие социальные истоки. «идолы театра» - некритическое следование авторитетам.
французский философ, математик, физик и физиолог «Сомневаюсь, следовательно существую» французский философ, математик, физик и физиолог «Сомневаюсь, следовательно существую»
1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.
Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке. Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке.
антифеодальная направленность антифеодальная направленность стремление создать программу социальных преобразований сформировать новый идеал человека.
Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»
2-ая половина 18 и первая половина 19 века. 2-ая половина 18 и первая половина 19 века. Представители: И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Л. Фейербах.
Идея свободы – французская революция воспринята как начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий гражданские права и свободы каждому. Идея свободы – французская революция воспринята как начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий гражданские права и свободы каждому. систематическая разработка диалектического миропонимания и способа мышления. установка на создание философии как науки.
Основные произведения: Основные произведения: Критика чистого разума Критика практического разума Критика способностей суждения.
Основные произведения: Основные произведения: Феноменология духа Философия права Наука логики Энциклопедия философских наук
Природа, общество и человеческое мышление являются следствием развития сверхприродного субстанционального начала – мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. Природа, общество и человеческое мышление являются следствием развития сверхприродного субстанционального начала – мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи.
искусстве - отображение человеком абсолютной идеи, увиденной гениальными людьми искусстве - отображение человеком абсолютной идеи, увиденной гениальными людьми религия – абсолютная идея открывается человеку богом в виде откровения философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи, это знание, данное богом и понятое гениальными людьми.
Основные произведения: Основные произведения: Сущность христианства К критике философии Гегеля Основы философии будущего.
Теологию Фейербах предложил заменить антропологией без христианского бога, но с богом человеком. Теологию Фейербах предложил заменить антропологией без христианского бога, но с богом человеком. Человек человеку бог – суть философии Фейербаха.
Учение Бэкона. Учение Бэкона. Учение Декарта. философия права, включающая в себя концепцию свободы, теорию гражданского общества, теорию правового государства. теорию общественного договора теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; начало теории парламентской демократии «Декларация прав и свобод человека и гражданина» Концепция религиозной веротерпимости. Немецкая классическая философия.
К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века. К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века.
отход от рационального и переход к плюралистическому и толерантному философствованию. появление новых проблем - возникают новые философские направления. философия освобождается от идеологического прессинга поворот философии к исследованию сущности и существования человека, опираясь на западную и восточную философию. на первый план выходит проблема выживания человечества.
говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и души человека. говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и души человека. Считается важным изучение жизни отдельного человека, подчеркивается, творческий и непредсказуемый характер жизни, жизнь познается интуитивно. Возникает в Германии в конце 19 века. Основные представители: Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, А.Бергсон, Х.Ортега-и-Гассет.
Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую логическим позитивизмом. Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую логическим позитивизмом. Возник во второй половине 20 века, представители: К.Поппер, Т.Кун.
известный философ науки XX века, родился в Вене известный философ науки XX века, родился в Вене
Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия.
Основоположник немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). Это дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания.
Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. Обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзистенциализм, философскую антропологию.
Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит идея бессознательного. Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит идея бессознательного. Психоанализ ведет свое начало с кружка сторонников Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902г. и образовавших в 1908г. венское психоаналитическое общество.
Основные труды: Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).
Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности текста. Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности текста. Главным является вопрос, что такое понимание. Процесс понимания описывается как движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот. Представители: В.Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г Гадамер, Ю.Хабермас.
основатель философской герменевтики, основатель философской герменевтики, Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю.
Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии — велись исследования в России. Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии — велись исследования в России.
10-17 вв. Зарождение русской философии. 10-17 вв. Зарождение русской философии. Основные проблемы: соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. В это время возникла доктрина Филофея «Москва – третий Рим».
ФИЛОФЕЙ, русский писатель 16 в., монах псковского Елизарова монастыря. Развивал теорию —«Москва третий Рим». ФИЛОФЕЙ, русский писатель 16 в., монах псковского Елизарова монастыря. Развивал теорию —«Москва третий Рим».
Философская мысль разделяется на Философская мысль разделяется на антропологию гносеологию социальные взгляды Развиваются идеи просветительского гуманизма. Основными проблемами становятся проблемы бога и человеческой души.
Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент. Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент. Споры о судьбе Росси вытекают в два направления: западники и славянофилы Развиваются материалистические взгляды Распространяется народническая идеология Зарождается русская религиозно-философская мысль.
Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития по западноевропейскому пути. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития по западноевропейскому пути.
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. противостояли западникам.
Разновидность утопического социализма, 1860-х — начала 1880-х годов; Разновидность утопического социализма, 1860-х — начала 1880-х годов; либеральное направление 1880-1890-е г.. развиваются материалистические взгляды
Философия всеединства Вл. С. Соловьева. Философия всеединства Вл. С. Соловьева. Сущность философии всеединства: Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному знанию»
мистическое мистическое рациональное эмпирическое
Классика русской религиозной философии Классика русской религиозной философии Розанов В.В. (1856-1919) Шестов Л.И. (1866-1938) Ильин А.И. (1883-1954)
Основатели: Основатели: Плеханов Г.В. (1856-1918) – теория, материалистическое понимание истории Ленин В.И. (1870-1924) – практика, социально-политическая революция
Диалектико-материалистическая философия Диалектико-материалистическая философия Диссидентское направление. Эмигрантское направление.
Созерцательный тип – античная философия Созерцательный тип – античная философия Умозрительный тип – религиозная и религиозно-мистическая философия Деятельностный тип – ориентирован на осуществление социальных преобразований Социально-экологический тип – определяющее отношение к миру забота о сохранении мира