Позитивизм (от лат. positivus – положительный) Позитивизм (от лат. positivus – положительный) Философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
Принципы позитивизма: Принципы позитивизма: − Философское знание должно быть точным и достоверным; − При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук; − Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение; − Философия должно исследовать только факты, а не их причины; − Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании; − Философия должно прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.
ЗАКОНЫ О.КОНТА ЗАКОНЫ О.КОНТА Закон трех стадий развития ума Теологическая – объяснение явлений сравнимых с человеком; Метафизическая – абстрактные сущности; Позитивная – установления связи между феноменами. Закон классификации наук Аналитические; Синтетические; Социология.
Основные представители Основные представители Философия «Венского кружка» (М. Шлик – основатель; последователи – Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); Представители Львовско-Варшавской школы (А. Татарский, Я. Лукасевич); Б.Рассел (1872-1970); Л. Витгенштейн (1889-1951)
Основные идеи Основные идеи Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир; Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков
Основные идеи Основные идеи Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами; Большинство проблем философии должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения
Основные представители Основные представители Карл Поппер (1902-1994) Имре Лакатос (1922-1974) Томас Кун (1922-1996)
Основные цели Основные цели Отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки; Главная цель - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания; Представители считают, что нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки; Обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии
Основные идеи: Основные идеи: По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Основная проблема: Проблема фальсификации – теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т.е. могут доказать свою ложность.
Цель философии Цель философии Цель философии не в осмыслении начал бытия, а в создании общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях Помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её
Эмпиризм Д.Дьюи Эмпиризм Д.Дьюи Выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого надо построить все философские исследования; Под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; Делил опыт на чувственный, сверхестественный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, что в совокупности охватывает все сферы жизни.
Научный метод Д.Дьюи Научный метод Д.Дьюи
− Философское направление, стремящиеся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании − Философское направление, стремящиеся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании
− Осуществляется с помощью метода «феноменологической редукции», в результате чего − Осуществляется с помощью метода «феноменологической редукции», в результате чего исключается из рассмотрения или «заключается в скобки» весь окружающий мир; все существующие взгляды; научные теории; и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. Т.о. мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения и реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания.
Герменевтика (греч. букв. – разъясняю, истолковываю) – искусство и теория истолковывания текстов. Герменевтика (греч. букв. – разъясняю, истолковываю) – искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность герменевтики была определена в раннем немецком романтизме Ф.Шлегелем (1722-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В философии ХХ в. Герменевтика – это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире – человеческого духа.
Основные представители ХХ в.: Основные представители ХХ в.: Ганс Георг Гадамер (1900-2002) Эмилио Бетти (1890-1968) Поль Рикер (1913-2005) Луиджи Парейсон (1918-1991) Джанни Ваттимо (род.1936)
Начальный период становления русской философии ХI-XVII вв. Начальный период становления русской философии ХI-XVII вв. Особенность: − отсутствие самостоятельного статуса − вплетенность в ткань религиозного мировоззрения − единство философии и культуры − акцент на нравственной проблематике − акцент на житейской мудрости
Владимир Мономах (1053-1125) Владимир Мономах (1053-1125) Трактат «Поучение» – набор правил практической философии, этический кодекс поведения Филофей (начало XVI в.) Изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим». Нил Сорский, Вассиан Патрикеев Выступали за реформу Церкви, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»
Русская философия XVIII в. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа: − философию эпохи петровских реформ (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантимир) − материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. М.В. Ломоносов (1711-1765) – теория «корпускулярной философии» (атомическая традиция) А.Н. Радищев (1749-1802)
Русская философия XIX в. Русская философия XIX в.
Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991) Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991) Апология сумасшедшего (1837)
И. В. Киреевский (1806-1856) И. В. Киреевский (1806-1856) А. С. Хомяков (1804-1860) К. С. Аксаков (1817 1860) Ю. Ф. Самарин (1819 1876)
Социально-историческая концепция носит провиденциалистский и мистический характер Социально-историческая концепция носит провиденциалистский и мистический характер Основные положения: − отрицательное влияние Запада и реформ Петра I − возрождение на Руси форм патриархальной жизни − возврат к идеалам «Святой Руси», самобытности русской культуры − утверждение православия как всемирного просвещения − призыв к России стать впереди всемирного просвещения
В. Г. Белинский (1811 1848) В. Г. Белинский (1811 1848) А. И. Герцен (1812 1870) Т. Н. Грановский (1813-1855) Н. В. Станкевич (1813-1840) М. А. Бакунин (1814-1876) К. Д. Кавелин (1818-1885)
В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Египетский Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский
Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры: еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.
Философско-религиозное направление, опора на русскую национальную почву. Философско-религиозное направление, опора на русскую национальную почву. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: − проблема человека, его судьбы и смысла жизни, внутренний мир человека − экзистенциальный подход − нравственный выбор человека, борьба божественного и дьявольского начал − высшая сущность человека – его свобода − следование Богу, стремление к Богу в своих привычках и поступках, путь «богочеловека»
Представитель революционно-демократической философии. Представитель революционно-демократической философии. Представитель антропологического материализма. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Считал, то природа развивается от низшего к высшему, а человек –биологическое существо и часть природы. Теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Идеализировал крестьянскую общину
Один из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Один из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: − считал космос живым и разумным − сторонник идеи вечности, несотворимости материи. − составная часть философии – «космическая этика»
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: − идея всеединства − идея нравственности - как главного аспекта жизни человека − идея прогресса – как всеобщей связи поколений − идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель к которой должно стремиться человечество − идея Бога как выражения добра
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Представитель экзистенциально-религиозной философии Представитель экзистенциально-религиозной философии ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: − проблема человека «познание смысла бытия через субъекта» − примат свободы над бытием − свобода как проявление божественной любви − идеи личности, творчества, духа, Бога.
Использование материалов презентации Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.