Кафедра Философии и психологииПреподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Философия глобальных проблемДля всех специальностей
План лекцииФилософия глобальных проблем Природа и обществоБиосфера и ноосфераГеографическая среда и географический детерминизмЭкологический и демографический кризис как глобальные проблемыСущность современной экологической ситуацииРимский клуб – неформальная организация ученых.«Пределы роста»Военная опасностьАльтернативная цивилизация
Требования к знаниям, умениям и навыкамЗнанияРазличных типов философских позиций в понимании взаимоотношений общества и природыВзаимосвязи философии и глобалистики и футурологииФактов и причин глобальных проблем Умения и навыкиСпособность самостоятельного анализа современных социальных проблемОриентироваться в современных сценариях мирового развитияПрименять полученные знания в своей профессиональной деятельности
Материал для восстановления знаний Для подготовки к теме «Философия глобальных проблем» необходимо повторить основные проблемы по темам: ПрагматизмФилософия Нового времениКультура и цивилизацияОбщество как система
СодержаниеФилософия глобальных проблемКлючевые понятияУчебный материалВопросы для самопроверкиРекомендуемая литература
Ключевые понятияФилософия глобальных проблемАльтернативная цивилизацияГлобалистикаГлобальные проблемыКоэволюцияНоосфераПределы ростаПриродаРимский клубЭкологический императивЭкология
Учебный материалОбщество и природаПрирода – совокупность естественных условий существования человека и общества.Общество – обособившаяся часть природы, являющаяся условием и продуктом человеческой деятельности.Между человеком и обществом происходит своеобразный «обмен веществ», который является необходимым условием существования человека и общества.Сейчас протекает процесс перехода оболочки планеты-биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно целям и потребностям (В.И.Вернадский, Т.де Шарден).
Учебный материалГеографическая средаГеографическая среда – та часть природы, которая включена в непосредственную деятельность людей на данном историческом отрезке.Для развития общества имеет значение как неживая, так и живая природа (биосфера).Географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества.Его представителями были французские просветители и историки (Ш.Монтескье, А.Тюрго и др.)В ХХ в. стало понятно, что теория предлагала упрощенный подход к общественному развитию.
Учебный материалЭкологический кризис как глобальная проблемаЭкологический кризис – тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия систем «общество-природа»Экологический кризис носит цивилизационный характер.Он порожден всем ходом цивилизационного развития Сущность современной экологической ситуации:Быстрое истощение природных ресурсовЗагрязнение окружающей природной средыБыстро увеличивается численность населения.
Учебный материалРимский клуб и исследование глобальных проблемГлобальные проблемы:Экологическая катастрофаДемографический кризисЭкономический кризисВоенная опасностьРимский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Создан в 60-е годы ХХ века.
Учебный материал«Пределы роста» - первый доклад Римскому клубу.Построение динамичной модели мира: исходные данные – население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение.Прогноз– при сохранении темпов экономики и роста народонаселения человечество придет к глобальной экологической катастрофе в конце XXI века.Выход – отказ от идеологии потребительства.
Учебный материалВоенная опасность и альтернативная цивилизацияИспользование оружия массового поражения может быть спровоцировано нарастающим экономическим неравенством.Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, экологически чистая, полностью демилитаризованная, подлинно человеческая.
Приобретенные знанияЗнание различных типов философских позиций в понимании взаимоотношений общества и природы.Знание различных фактов и причин глобальных проблем Знание множества современных сценариев будущего.Знание степени сложности тех проблем, с которыми столкнулось человечество. Знание философских систем, которые стоят за разнообразными сценариями будущего развития человечества.
Вопросы для самопроверкиЧто такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?Как соотносятся понятия географическая среда и природа?Какие исследования проводились Римским клубом?Каковы возможные выходы из кризиса?Воспроизведите суть прогнозов оптимистического и пессимистического сценариев будущего развития общества.
Задания для самопроверкиОтветить на вопросы тестаНоосфера – это:Объединение человечества в единую мировую систему;Сфера господства разума;Система глобального моделирования окружающей среды;Глобализация общества.К глобальным проблемам относятся:Вырубка тропических лесов;Демографическая проблема;Экономическое неравенство;Истощение минеральных ресурсов.
Рекомендуемая литература1.Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002.2.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999.3.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 20014. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.5. Аксенов Г.П. Вернадский. – М., 1994.6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1998.7. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХI (социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000.
Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.