Основы аксиологии
План 1. Эго-единое 2. Способность оценки 3. Эгомерная модель живого существа 4. Элементы социальной аксиологии
1. Эго-единое
Функции Эго-единого Строительство внешнего тела Создание внутреннего мира Обеспечение их единства (психофизическая связь) Получение порции опыта
2. Эго-единое и оценка Внутренняя дифференциация Эго-единого на множество Эго-измерений (Эго-шкал) Реализация каждой Эго-шкалы как шкалы «эгомера» - измерителя величины Эго в данной ситуации Появление ценностей – факторов, повышающих показания эгомеров Эгомерное переживание Эгомеры реализуются в некоторых активностях живого существа (подсубъектах) Закон эгореализации
3. Эгомерная модель живого существа
Закон эгореализации 1) получает свою оценку текущая ситуация, в которой находится субъект, 2) формируется представление о желательной ситуации, где эгомер даст высокую величину, 3) по противоположности, исходя из принципов несовместимого в данной онтологии, формируется представление о ситуации, которая несовместима с желательной ситуацией, 4) рождается побуждение достичь желательной ситуации и избегать нежелательной ситуации, 5) необходимо далее сформулировать гипотезу о возможном пути перехода от текущей ситуации к желательной – так, 6) чтобы этот путь мог быть реализован эфферентными активностями субъекта, т.е. был телесно реализуемым в конкретной внешней среде и при данном конкретном теле субъекта
Универсальность ценностей У человека описанная система эгомеров может осознаваться и сознательно формироваться, У дочеловеческих форм жизни эгомеры могут осознаваться и создаваться коллективными субъектами, Вывод: эгомерность присуща всем формам жизни
Ритмы жизни В каждый момент времени задаются напряжения подсубъектов, Чем больше напряжение подсубъекта, тем больше вероятность его реализации, При активации и реализации подсубъекта его напряжение падает, Напряжения зависят и от внутренних, и от внешних факторов
4. Элементы социальной аксиологии
Базовый ценностный обмен Каждый новый человек, рождающийся и входящий в жизнь общества, должен стать какой-то полезной частью общества (подсубъектом социального субъекта), за что общество позволяет человеку воспользоваться преимуществами общественной жизни, основанных на общественном разделении труда, накоплении социального опыта, прогресса цивилизации и т.д.
Ценностный цикл 1) Создание ценностей 2) Распределение ценностей 3) Потребление ценностей
Базовые ценности 1) Ценности телесности. Это ценности возникновения, развития, поддержания нормального функционирования человеческой телесности 2) Ценности социализации, которые связаны с вхождением человека в те или иные сообщества, овладением их законами и организацией, в том числе средствами коммуникации (язык, нормы, правила коммуникации и т.д.) 3) Ценности реализации человеческих способностей, которые представляют спектр социально-приемлемых форм воплощения способностей человека, что обычно выражается в спектре профессий и образов жизни людей, которые так или иначе предоставляются и допускаются в данном обществе
Типы социальности Социальные люди Транс-социальные люди: а) гиперсоциалы б) антисоциалы в) асоциалы
Структура ценностей Иерархия Комбинативность Спиральность: 1 период – телесные ценности 2 период – социализирующие 3 период – ценности самореализации
Вращение ценностей Культура живет как постоянно «вращение ценностей» в суперспиральной системе своей организации. Субъекты постоянно активируют достижение тех или иных ценностей из некоторых циклов, обходя эти циклы и сменяя одни циклы на другие. За вращением ценностей выражает себя вращения эго разных субъектов разных уровней и порядков. В итоге жизнь культуры подчинена сложным ритмам, которые выражают постоянное стремление роста социальных я разных порядков и уровней в разного рода эгомерных структурах