1. Основные формы жизни 1. Основные формы жизни 2. Онтологии общества и культуры
1. Растительная жизнь (питание – рост - размножение) 1. Растительная жизнь (питание – рост - размножение) 2. Животная жизнь (восприятие – эмоции – желания – произвольное движение) 3. Человек (язык – мышление - этика)
1. Формула РЖ: есть внутренний мир, но он полностью недифференцирован (подобно состоянию сна без сновидений) 1. Формула РЖ: есть внутренний мир, но он полностью недифференцирован (подобно состоянию сна без сновидений) 2. Проблема РЖ: как РЖ проявляет сложную организацию, если ее внутреннее полностью недифференцировано? 3. Гипотеза: за множеством организмов одного вида находится коллективный субъект высокой организации («инстинкт», «разум природы»)
1. Формула ЖЖ: есть конечно-дифференцированный внутренний мир (конечное пространство-время). 1. Формула ЖЖ: есть конечно-дифференцированный внутренний мир (конечное пространство-время). 2. Отношения с коллективным субъектом: элементы поведенческой свободы, в остальном - подчинение.
1. Формула ЧЖ: впервые возникает бесконечная дифференцированность внутреннего мира (возможность идеи бесконечности в сознании, самосознание) 1. Формула ЧЖ: впервые возникает бесконечная дифференцированность внутреннего мира (возможность идеи бесконечности в сознании, самосознание) 2. Первая свобода от коллективных субъектов, возможность самостоятельно строить свою жизнь.
1. Американский историк и антрополог Эдуард Тейлор определяет культуру как единство «из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». 1. Американский историк и антрополог Эдуард Тейлор определяет культуру как единство «из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Западный историк и философ Й.Хейзинга в своей книге «Homo ludens» («Человек играющий») определяет культуру как игровое бытие, позволяющее человеку определять себя в форме различных игр. Жизнь в культуре – это всегда участие в той или иной человеческой игре, где присутствует момент соперничества, демонстрации, вызова, притворства, определены какие-то ограничительные правила, присутствует напряжение и непредсказуемость Западный историк и философ Й.Хейзинга в своей книге «Homo ludens» («Человек играющий») определяет культуру как игровое бытие, позволяющее человеку определять себя в форме различных игр. Жизнь в культуре – это всегда участие в той или иной человеческой игре, где присутствует момент соперничества, демонстрации, вызова, притворства, определены какие-то ограничительные правила, присутствует напряжение и непредсказуемость
В работе «Философия символических форм» немецкого философа Эрнста Кассирера культура рассматривается как мир и движение различных символических форм, символов культуры. Мир символов помещается Кассирером между «реактивной» и «рецептивной» системами живого организма, образуя как бы новое измерение бытия. Язык, миф, искусство и религия образуют новую символическую реальность, в которой человек обитает как animal symbolicum – символическое животное, использующее и создающее символы В работе «Философия символических форм» немецкого философа Эрнста Кассирера культура рассматривается как мир и движение различных символических форм, символов культуры. Мир символов помещается Кассирером между «реактивной» и «рецептивной» системами живого организма, образуя как бы новое измерение бытия. Язык, миф, искусство и религия образуют новую символическую реальность, в которой человек обитает как animal symbolicum – символическое животное, использующее и создающее символы
В философии истории немецкого историка Оствальда Шпенглера культура рассматривается как живой исторический суперорганизм, обладающий своим временем рождения и жизненным циклом, завершающимся гибелью культуры. Культура живет – как на своем теле - на одном или нескольких народах. Каждая культура обладает своим высшим принципом («прасимволом»), который выражает себя в бесконечном разнообразии форм культурной жизни. Понять культуру – означает понять ее прасимвол, расшифровав все ее проявления как те или иные его проявления В философии истории немецкого историка Оствальда Шпенглера культура рассматривается как живой исторический суперорганизм, обладающий своим временем рождения и жизненным циклом, завершающимся гибелью культуры. Культура живет – как на своем теле - на одном или нескольких народах. Каждая культура обладает своим высшим принципом («прасимволом»), который выражает себя в бесконечном разнообразии форм культурной жизни. Понять культуру – означает понять ее прасимвол, расшифровав все ее проявления как те или иные его проявления
В психоаналитической традиции (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг) культура определяется как система символов человеческого бессознательного, результат его «сублимации». Бессознательное не может прямо выразить себя в человеческом сознании и облекается в разного рода маскировки (символы бессознательного) – так рождается мир культуры В психоаналитической традиции (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг) культура определяется как система символов человеческого бессознательного, результат его «сублимации». Бессознательное не может прямо выразить себя в человеческом сознании и облекается в разного рода маскировки (символы бессознательного) – так рождается мир культуры
Всеми определениями культуры так или иначе предполагается, что культура – это некоторое над-природное бытие человека. Человек живет в этом смысле в двух мирах – в мире природы, и в этой роли он подобен животным, и в мире культуры, который как бы надстраивается над природным миром, образует как бы 2-й этаж бытия, специфический именно для человека. С точки зрения природы (1-го этажа) мир культуры – это мир «символов», мир «игры», мир некоторых новых видов деятельности и способов быть, не встречающихся на 1-м этаже. В то же время со своей собственной точки зрения мир культуры – такой же самостоятельный мир, как и мир природы, со своими законами, ценностями, своим смыслом и целью Всеми определениями культуры так или иначе предполагается, что культура – это некоторое над-природное бытие человека. Человек живет в этом смысле в двух мирах – в мире природы, и в этой роли он подобен животным, и в мире культуры, который как бы надстраивается над природным миром, образует как бы 2-й этаж бытия, специфический именно для человека. С точки зрения природы (1-го этажа) мир культуры – это мир «символов», мир «игры», мир некоторых новых видов деятельности и способов быть, не встречающихся на 1-м этаже. В то же время со своей собственной точки зрения мир культуры – такой же самостоятельный мир, как и мир природы, со своими законами, ценностями, своим смыслом и целью
1. Где находится культура? 1. Где находится культура? 2. Культура: Имеет материальные носители (книги, картины, музыкальные инструменты и т.д.) Живет в сознаниях отдельных людей Выражает коллективное сознание (народа, нации и т.д.)
1. В чем отличие культуры от общества? 1. В чем отличие культуры от общества? 2. В культуре внутреннее преобладает над внешним, например, индивидуальное внутреннее более открыто на коллективное внутреннее. 3. В социуме, наоборот, внешнее преобладает над внутренним, например, индивидуальное внутреннее закрыто ролями-масками от коллективного внутреннего.
1. Культура и Социум концентрируются в области коллективного субъекта человеко-бытия 1. Культура и Социум концентрируются в области коллективного субъекта человеко-бытия 2. Культура/Социум = Коллективное Внутреннее/Коллективное внешнее