ДЕ 5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ 900igr.net
Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека Духовное развитие человека Перспективы эволюции человека Проблему свободу и ответственности человека Проблемы антропологической биоэтики
Тема 15. Проблема человека в философии и науке Проблема человека в истории классической философской мысли Осмысление и разработка проблем антропогенеза Биологическое и социальное в развитии человека
Литература: Бердяев Н.А. Проблема человека. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1984. Гельвеций. О человеке. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Проблема человека в современной западной философии. М., 1988. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., 2004. Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.
Философия Древнего Востока о человеке
Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: “Человек есть мера всех вещей” (Протагор); релятивизм и субъективизм; экзистенциальный смысл истины Сократ: Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: Антропологический дуализм души и тела; Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; Вечный трагизм существования человека Аристотель: “Человек – это общественное животное, наделенное разумом”; деятельностная сущность человека
Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; человек “есть образ и подобие Бога”; человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
Человек в философии Возрождения и Нового времени Человек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола); свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья; мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма; всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс); антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт); механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)
Немецкая классическая философия о человеке Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант); человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте); человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель); антропологический монизм (Л.Фейербах)
Основные концепции антропогенеза Разновидность Основная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет человека Христианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих и др.
Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения Специфические свойства жизни: питание дыхание раздражимость активность размножение рост Интегральные характеристики жизни: энергетические процессы обмена веществ признаки самоорганизации информационно-генетические признаки эволюционные признаки
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1809 год «Виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию». «Философия зоологии» Ч. Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира: Эволюция в органическом мире осуществляется в результате 3 основных факторов: изменчивость - основа образования новых признаков в строении и функциях организмов; наследственность закрепляет их; естественный отбор - в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не приспосабливаются к условиям жизни. «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 год
Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная теория антропогенеза II. Трудовая теория антропосоцио- генеза По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора 1871 год Конец ХIХ века Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза Начало ХХ века Разработка проблем антропогенеза
Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп - человек умелый Австрало- питек Питекан- троп Синан- троп Неандер- талец - ранняя форма homo sapiens 14 млн. л.н. 10 млн. л.н. 2 млн. лн. 4-2 млн. л.н. 1,9-0,65 млн.л.н. 400 тыс.л.н. 30-40 тыс.л.н.
Соотношение биологического и социального в развитии человека Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; а потому можно говорить о ведущей социально-культурной эволюции человека; генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека полностью обусловлено генами ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды
Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Культура Свобода выбора Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования От остальных существ человека отличают следующие качества:
Феномен человека ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Понятие «личность» - целостность социальных свойств Понятие «индивид» - обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «человек» - совокупность общественных отношений Понятие «индивидуальность» - обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных