Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии История русской философии Лекция 7В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 2)
В. С. СоловьёвСофиология и историософия Онтология всеединства Структура всеединства (дедукция категорий органической логики) Исходные категории: сущее, сущность, бытие Категории бытия: воля, представление, чувство Категории сущности: благо, истина, красота Категории сущего: дух, ум, душа Категории, определяющие идею как существо: атомы, монады, идеи, организм идей (переход к софиологии) Софиология Понятие Софии Нетварная и тварная София Историософия Богочеловеческий процесс Разделение церквей и его последствия Теократическая утопия
Онтология всеединстваИсходные категории органической логики Сущее(свободно сущее, илисверхсущее как таковое) Сущность(содержание бытия) Бытие(способ, или модус, бытия)
Органическая логикаИсходные категории у Гегеля и Соловьёва У Гегелябытие –субстантивированная связка. У Соловьёва сущее – субъект,бытие – предикат, точнее –множество предикатов,
Органическая логикаИсходные категории
Органическая логикаКатегории бытия Началосвоего другого естьволя. Чтобы сущий мог хотетьдругого, оно должнопредставляться им. Воздействие сущностидаёт новое определениебытию как чувству.
Органическая логикаКатегории сущности Как содержаниеволи сущегоидея есть благо. Как содержаниепредставления сущегоидея есть истина. Как содержаниечувства сущего идея есть красота.
Органическая логикаПереход к категориям сущего Три основные способы бытия(воля, представление, чувство)могут или бытьпредикатами одного субъекта или иметь каждыйособенного, исключительно емусоответствующего субъекта или принадлежатьтрём субъектам,которые обладали бы каждыйвсеми тремя предикатам (но что тогда будет содержаниемего воли, представления ичувства, кроме его собственнойпервоначальной сущности?), (но такая исключительностьпротиворечила бы природесамих этих предикатов), (отличаясь от других толькоразличным взаимоотношениемэтих предикатов).
Органическая логикаПереход к категориям сущего … быть предикатами одного субъекта(но что тогда будет содержаниемего воли, представления ичувства, кроме его собственнойпервоначальной сущности?),
Органическая логикаПереход к категориям сущего … иметь каждый особенного,исключительно емусоответствующего субъекта(но такая исключительностьпротиворечила бы природесамих этих предикатов),
Органическая логикаПереход к категориям сущего … принадлежать трём субъектам,которые обладали бы каждыйвсеми тремя предикатами(отличаясь от других толькоразличным взаимоотношениемэтих предикатов).
Органическая логикаКатегории сущего Дух есть сущее как субъект волии носитель блага, а вследствиеэтого также субъект представленияистины и чувства красоты. Ум есть сущее как субъектпредставления и носитель истины,а вследствие этого также субъектволи, блага и чувства красоты. Ум есть сущее как субъектпредставления и носитель истины,а вследствие этого также субъектволи, блага и чувства красоты. Душа есть сущее как субъектчувства и носительница красоты ипостольку подлежащее также волеблага и представлению истины.
Органическая логикаОбщая схема
Органическая логикаПереход к софиологии Благо есть единство всего ивсех (любовь) как желаемое –единство существенное. Истина есть любовь какобъективно представляемая –единство идеальное. Красота есть любовь какпроявленная и ощутимая –единство реальное.
Органическая логикаПереход к софиологии Абсолютноеосуществляет благочерез истину в красоте.
Органическая логикаПереход к софиологии Три идеи или три всеобщие единства,будучи лишь различными сторонамиили положениями одного и того же,образуют вместев своём взаимном проникновенииновое конкретное единство,представляющее полное осуществлениебожественного содержания,всецелость абсолютной сущности,реализацию Бога как всеединого,«в котором обитаетвся полнота Божества телесно».
Органическая логикаПереход к софиологии Мир явлений не естьчистая видимость, потому чтов его основе лежат независимыеот нас сущности – атомы. Атомы следует понимать не какчастицы, а как элементарные силы,причём – живые,сознательные силы – монады. Поскольку взаимодействие монадпредполагает ихкачественное различие,они суть идеи. Совокупность идей как существ не можетмыслиться ни как безусловное единство,ни как безусловное множество,но составляет организм идей.
СофиологияПонятие Софии Элементы организма божественногоисчерпывают собою полноту бытия,т.е. это есть организм универсальный. Но чем больше элементов в организме,тем менее возможно такое жеих соединение в другом существеи тем более этот организм оригинален. Поэтому организм универсальный,выражающий безусловное содержаниебожественного начала, естьособенное индивидуальное существо.
СофиологияПонятие Софии Во всяком организме(как множестве, сведённом к единству)необходимо содержатся два единства: с одной стороны,единство действующегоначала, сводящегомножественность элементовк себе как единому, – с другой стороны,эта множественностькак сведённая к единству,как определенный образэтого начала – единство производящееили единство как начало, единство произведённоеили единство в явлении.
Софиология Нетварная и тварная София
Софиология Нетварная и тварная София
СофиологияНетварная и тварная София Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тениОт незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь,Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённыйТоржествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцуГоворит в немом привете?
СофиологияНетварная и тварная София София (Мировая Душа) –центральный персонажтеокосмического процесса. Нетварная София –это материально-телеснаяосуществлённость самогоабсолюта, отличная от него,но субстанциальноот него неотделимая. Тварная София –это разумнаяблагоустроенность Космоса,либо разумнаяблагоустроенностьв человечестве. София выступает, таким образом,посредником между Богом и мироми в этом качестве оказываетсяЦерковью или человечеством.
ИсториософияБогочеловеческий процесс В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Богочеловеческий процессОсновные формы общечеловеческого организма
ИсториософияРазделение церквей и его последствия Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества. Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры. Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали: отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия; отрыв свободы от истины как её положительной цели; отрыв знания от жизни; разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»); разрыв между национальным и вселенским; разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим. В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.
ИсториософияТеократическая утопия Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия. Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»: славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов; принять чужую веру – византийское православие; осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре. Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви. Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».
ИсториософияТеократическая утопия «С Востока свет. С Востока силы!»И, к вседержительству готов,Ирана царь под ФермопилыНагнал стада своих рабов. Но не напрасно ПрометеяНебесный дар Элладе дан.Толпы рабов бегут, бледнея,Пред горстью доблестных граждан. И кто ж до Инда и до ГангаСтезёю славною прошёл?То македонская фаланга,То Рима царственный орёл. И силой разума и права – Всечеловеческих начал – Воздвиглась Запада держава,И миру Рим единство дал. Чего ж ещё недоставало?Зачем весь мир опять в крови?Душа вселенной тосковалаО духе веры и любви! И слово вещее – не ложно,И свет с Востока засиял,И то, что было невозможно,Он возвестил и обещал. И, разливаяся широко,Исполнен знамений и сил,Тот свет, исшедший от Востока,С Востоком Запад примирил. О Русь! в предвиденье высокомТы мыслью гордой занята;Каким ты хочешь быть Востоком:Востоком Ксеркса или Христа?
Вопросы?