История Русской философии
Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов.Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати»XI век Период Киевской Руси
«Слово о законе и благодати» Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.О нравственной ответственности человекаО включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
Период Московского царства «Москва – тритий Рим» Взгляд на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея. Из его обращения к великому князю Василию III. «…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»
XVII век – обособление философии от богословия. Начало преподавания философских курсов в учебных заведениях нового типа : Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии Братья Лихуды
XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра». Ф.ПрокоповичВ.ТатищевИ.ПосошковА.Кантемир
Ф.Прокопович Был одним из первых в России философов – деистов ( природа, созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие;Развитие практических наук надо поощрять.
В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен». Стремление подняться над фактологическим изложением событий;Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума»;Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.
А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч. Особое внимание уделял проблемам нравственности – «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.
Послепетровская эпоха ( XVIII век) М.В.ЛомоносовЦентром философской мысли становится Московский университетФилософский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Философские искания XIX века П.Я.Чаадаев «Философические письма» – в осуществлении истории есть Божья воля, Запад избран провидением, а отсталая Россия – на обочине цивилизованного мира; в более поздних работах писал, что Россия имеет свою историческую миссию «…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».
Чаадаев стоял у истоков западничества А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский Славянофилы : братья Аксаковы, А.С.Хомяков И.В. Кириевский
Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах РоссииП. Я. Чаадаев: аномалии русской историиИ. В. Киреевский: особенности русского просвещенияА. С. Хомяков: доктрина соборностиА. И. Герцен: критика славянофильстваН. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов Владимир Соловьёв: философия ВсеединстваПонятие ВсеединстваСофиологияИсториософия: Богочеловеческий процесс
В.С.Соловьев (1853 – 1900гг) Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосомТри культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы; запад – эгоизм, а примирить их крайности должна третья сила – Россия.
Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в литературе
Цивилизационный путь России : продолжение споров Н.А.БердяевС.Н.БулгаковП.А.Флоренский
В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России.(XXвек) Евразийство – одно из философских течений 20-го века;Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.