Конец классической немецкой философии
Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии Давид Штраус(1808-1874)Бруно Бауэр(1809-1882)Людвиг Фейербах(1804-1872)Карл Маркс(1818-1883)
Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии Давид Штраус(1808-1874)Бруно Бауэр(1809-1882)Людвиг Фейербах(1804-1872)Карл Маркс(1818-1883)
Л. Фейербах и К. Маркс Конец классической немецкой философии МладогегельянцыПротиворечие между системой и методом ГегеляДух: «субстанция» или «субъект» Л. ФейербахАнтропологический принцип в философииФилософия религииФилософский материализм К. МарксАнтропологияПонятие отчужденияОтчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствияБуржуазное общество как общество тотального отчужденияМатериалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процессПонятие материального производстваМатериальный базис общества и его политико-идеологическая надстройкаИсторическое развитие как смена общественно-экономических формаций
Карл Маркс (1818-1883) Основные сочинения Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844)Немецкая идеология (1846)Капитал (1867 и сл.)
Антропология К. МарксаПонятие отчуждения Отчуждение(нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория,выражающая объективное превращениедеятельности человека и её результатовв самостоятельную силу, господствующуюнад ним самим и враждебную ему,и связанное с этимпревращение человека из активного субъектав объект общественного процесса.
Антропология К. МарксаОтчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного,внешнего существования, а превращениеопредмеченного труда в противостоящую,враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы)в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания.Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта трудадругим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда.
Антропология К. МарксаБуржуазное общество как общество тотального отчуждения Этапы развитияотчуждённого труда Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены) Меновая торговля(труд отчасти становитсяисточником дохода)Разделение труда и деньги(труд целиком превращаетсяв труд ради заработка)Аграрный труд и рента(капитал и труд выступают ещёв специфических формах)Свободный капиталстирает всякую природную иобщественную определённость
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс … Маркс положил конец воззрению наобщество, как на механический агрегатиндивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций естьестественно-исторический процесс.В. И. ЛенинЧто такое «друзьянарода» и как онивоюют противсоциал-демократов
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Люди сами делают свою историю,но они её делают не так, как имвздумается, при обстоятельствах,которые не сами они выбрали, а которые непосредственноимеются налицо, даны им иперешли от прошлого. К. МарксВосемнадцатое брюмераЛуи Бонапарта
Материалистическое понимание истории Понятие материального производства Людей можно отличать от животныхпо сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинаютотличать себя от животных, как тольконачинают производить необходимыеим средства к жизни, – шаг, которыйобусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средствак жизни, люди косвенным образомпроизводят и самоё материальнуюжизнь.К. Маркс и Ф. ЭнгельсНемецкая идеология
Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка В общественном производстве своейжизни люди вступают в определённые,необходимые, от их воли не зависящиеотношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития ихматериальных производительных сил.Совокупность этих производственныхотношений составляет экономическуюструктуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которомусоответствуют определённые формыобщественного сознания. К. МарксК критике политической экономии
Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций К. МарксК критике политической экономии На известной ступени своего развитияматериальные производительные силыобщества приходят в противоречие ссуществующими производственнымиотношениями, или – что является толькоюридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутрикоторых они до сих пор развивались. Изформ развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
Вопросы?