Основы философии Тема 16 Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии
Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Давид Штраус (1808-1874) Бруно Бауэр (1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г. в Рехенберге Карл Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире Ум. 14 марта 1883 г. в Лондоне
Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии Карл Маркс: исторический материализм Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Проблема социальной (исторической) закономерности Общественные классы как субъекты закономерной деятельности Понятие материального производства Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций
Младогегельянцы Давид Штраус и Бруно Бауэр
Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля
Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля
Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание»?
Людвиг Фейербах Антропологический материализм
Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.
Людвиг Фейербах Философия религии
Людвиг Фейербах Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку». В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.
Карл Маркс Исторический материализм
Антропология Маркса Понятие отчуждения
Антропология Маркса Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс
Материалистическое понимание истории Проблема исторической закономерности
Материалистическое понимание истории Классы как субъекты закономерной деятельности
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс
Материалистическое понимание истории Понятие материального производства
Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка
Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций