МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии
Фейербах и МарксКонец классической немецкой философии Давид Штраус(1808-1874)Бруно Бауэр(1809-1882)Людвиг ФейербахРод. 28 июля 1804 г. в ЛандсхутеУм. 13 сентября 1872 г.в РехенбергеКарл МарксРод. 5 мая 1818 г. в ТриреУм. 14 марта 1883 г.в Лондоне
Фейербах и МарксКонец классической немецкой философии МладогегельянцыПротиворечие между системой и методом ГегеляДействующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализмАнтропологический принцип в философииФилософия религии Карл Маркс: исторический материализмАнтропология МарксаПонятие отчужденияОтчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствияБуржуазное общество как общество тотального отчужденияМатериалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процессПроблема социальной (исторической) закономерностиОбщественные классы как субъекты закономерной деятельностиПонятие материального производстваСтруктура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройкаИсторическое развитие как смена общественно-экономических формаций
МладогегельянцыДавид Штраус и Бруно Бауэр Основные сочиненияД. ШтраусЖизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836)Старая и новая вера (1872)Б. БауэрКритика истории Откровения(1838)Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842)
МладогегельянцыПротиворечие между системой и методом Гегеля Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии».… Гегель вынужден был строить систему, афилософская система, по установившемусяпорядку, должна была завершитьсяабсолютной истиной того или иного рода.И тот же Гегель, который подчёркивает,что эта вечная истина есть не что иное, каксам логический (resp.: исторический) процесс, видит себя вынужденным положитьконец этому процессу, так как надо же былоему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себеконец истории: человечество приходитк познанию абсолютной идеи иобъявляет, что это познание абсолютнойидеи достигнуто в гегелевской философии.
МладогегельянцыПротиворечие между системой и методом Гегеля Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии».Взятое в целом, учение Гегеля оставляло широкий простор для самых различныхпрактических партийных воззрений. Человек, придававший главное значениесистеме Гегеля, мог быть довольноконсервативным в каждой из этих областей[религии и политике]. Тот же, кто главнымсчитал диалектический метод, мог и врелигии и в политике принадлежать к самойкрайней оппозиции. Сам Гегель, несмотряна довольно частые в его сочинениях взрывыреволюционного гнева, в общем, по-видимому,склонялся больше к консервативной стороне…К концу тридцатых годов раскол в его школестановился всё более и более заметным. Борьба велась ещё философским оружием, ноуже не ради абстрактно-философских целей.
Младогегельянцы«Субстанция» или «самосознание»? Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии».Первый толчок дала книга Штрауса «ЖизньИисуса», вышедшая в 1835 году. Противизложенной в этой книге теории возникновенияевангельских мифов выступил позднееБруно Бауэр, доказывавший, что целый рядевангельских рассказов сфабрикован самимиавторами евангелий. Спор между Штраусоми Бауэром вёлся под видом философскойборьбы между «самосознанием» и«субстанцией». Вопрос о том, возникли лиевангельские рассказы о чудесах путёмбессознательного, основанного на традиции,создания мифов в недрах общины или же онибыли сфабрикованы самими евангелистами, –разросся до вопроса о том, что являетсяглавной действующей силой во всемирнойистории: «субстанция» или «самосознание».
Людвиг ФейербахАнтропологический материализм Основные сочиненияК критике философии Гегеля» (1839)Сущность христианства (1841)Основные положения философии будущего (1843)Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846)О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866)Эвдемонизм (1866-1869)
Людвиг ФейербахАнтропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления.Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде.Попыткой преодоления этого противоречия является религия.
Людвиг ФейербахФилософия религии … понятие божества совпадает с понятиемчеловечества. Все божественные определения,все определения делающие Бога богом, сутьопределения рода – определения, ограниченныеотдельным существом, индивидом и неограниченные в сущности рода и даже в егосуществовании, поскольку это существованиесоответственно проявляется только во всехлюдях, взятых как нечто собирательное. Бог есть понятие рода как индивида, понятиеили сущность рода; он как всеобщая сущность,как средоточие всех совершенств, всех качеств,свободных от действительных или мнимыхграниц индивида, есть в то же время существоотдельное, индивидуальное.
Людвиг ФейербахФилософия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме).Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии.Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.
Карл МарксИсторический материализм Основные сочиненияЭкономическо-философские рукописи 1844 года (1844)Святое семейство (1845)Немецкая идеология (1845-1846)Нищета философии (1847)Манифест Коммунистической партии (1848)К критике политической экономии (1859)Капитал (1867 и сл.)
Антропология МарксаПонятие отчуждения Отчуждение(нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) –философско-социологическая категория,выражающая объективное превращениедеятельности человека и её результатовв самостоятельную силу, господствующуюнад ним самим и враждебную ему,и связанное с этимпревращение человека из активного субъектав объект общественного процесса.
Антропология МарксаОтчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Отчуждение в опредмечивании труда –не просто обретение трудом предметного,внешнего существования, а превращениеопредмеченного труда в противостоящую,враждебную рабочему силу.Самоотчуждение в процессе труда –превращение труда из специфическичеловеческой (сущностной) деятельностив нечто навязанное извне, средствоудовлетворения животных потребностей.Отчуждение родовой жизни человека –превращение социального (в том числепреобразованной трудом природы)в чуждую силу, служащую лишьсредством индивидуального выживания.Отчуждение человека от человека –антагонизация человеческих отношений,вызванная присвоением продукта трудадругим человеком (не рабочим) иподчинением ему самого процесса труда.
Антропология К. МарксаБуржуазное общество как общество тотального отчуждения Труд непосредственно радипотребностей(капитал и труд ещё объединены)Меновая торговля(труд отчасти становитсяисточником дохода)Разделение труда и деньги(труд целиком превращаетсяв труд ради заработка)Аграрный труд и рента(капитал и труд выступают ещёв специфических формах)Свободный капиталстирает всякую природную иобщественную определённость
Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс … Маркс положил конец воззрению наобщество, как на механический агрегатиндивидов, допускающий всякиеизменения по воле начальства (или, всёравно, по воле общества и правительства),возникающий и изменяющийся случайно,и впервые поставил социологию нанаучную почву, установив понятиеобщественно-экономической формации,как совокупности данныхпроизводственных отношений, установив,что развитие таких формаций естьестественно-исторический процесс.
Материалистическое понимание историиПроблема исторической закономерности Признание закономерности в природене создаёт затруднений: объекты, необладающие волей и сознанием, легкомыслить подчинёнными законам.Но идея исторической закономерностикажется внутренне противоречивой,поскольку история имеет своимпредметом человеческую деятельность.Каким образом деятельность, направ-ляемая волей и сознанием, может регу-лироваться законами, по определениюне зависящими от воли и сознания?Но если человеческая деятельностьне подчиняется законам, историческоезнание не может принять форму науки,оставаясь просто набором сведений.Отрицание свободы воли (фатализм)научность истории не спасает, так как сустранением человеческой спецификиустраняется и самый предмет истории.
Материалистическое понимание историиКлассы как субъекты закономерной деятельности Общественные классы –большие группы людей,различающиеся поих месту в системеобщественногопроизводства.И всё же историческая закономерностьмыслима, поскольку субъектамизакономерной деятельности не обяза-тельно должны выступать индивиды.Поведение коллективных общностейможно рассматривать как объективнообусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли.В закономерности поведениясоциальных общностей проявляетсяединство значимых характеристиких индивидуальных членов.Примерами таких общностей являютсяобщественные классы, т.е. группылюдей, занимающих одинаковое местов системе общественного производства.Существование и характеристикиклассов не зависят от воли и сознаниячленов общества, а обусловленыструктурой и характером производства.
Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс В общественном производстве своейжизни люди вступают в определённые,необходимые, от их воли не зависящиеотношения – производственныеотношения, которые соответствуютопределённой ступени развития ихматериальных производительных сил.Совокупность этих производственныхотношений составляет экономическуюструктуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическаяи политическая надстройка и которомусоответствуют определённыеформы общественного сознания.
Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс Люди сами делают свою историю,но они её делают не так, как имвздумается, при обстоятельствах,которые не сами они выбрали,а которые непосредственноимеются налицо, даны им иперешли от прошлого.
Материалистическое понимание историиПонятие материального производства Людей можно отличать от животныхпо сознанию, по религии – вообщепо чему угодно. Сами они начинаютотличать себя от животных, как тольконачинают производить необходимыеим средства к жизни, – шаг, которыйобусловлен их телесной организацией.Производя необходимые им средствак жизни, люди косвенным образомпроизводят и самоёматериальную жизнь.
Материалистическое понимание историиМатериальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка В общественном производстве своейжизни люди вступают в определённые,необходимые, от их воли не зависящиеотношения – производственныеотношения, которые соответствуютопределённой ступени развития ихматериальных производительных сил.Совокупность этих производственныхотношений составляет экономическуюструктуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическаяи политическая надстройка и которомусоответствуют определённыеформы общественного сознания.
Материалистическое понимание историиИсторическое развитие как смена общественно-экономических формаций На известной ступени своего развитияматериальные производительные силыобщества приходят в противоречие ссуществующими производственнымиотношениями, или – что является толькоюридическим выражением последних –с отношениями собственности, внутрикоторых они до сих пор развивались. Изформ развития производительных сил этиотношения превращаются в их оковы. Тогданаступает эпоха социальной революции.С изменением экономической основыболее или менее быстро происходитпереворот во всей громадной надстройке.
Вопросы?