Основы философии Тема 10 Бэкон Обоснование эмпиризма
Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575) Служба в английском посольстве во Франции (1576-1579) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер (1618-1621) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение об «идолах» разума Идолы рода
Учение об «идолах» разума Идолы рода Типичные примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным). Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле. Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.
Учение об «идолах» разума Идолы пещеры
Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Типичные примеры идолов пещеры: Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно. Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними. Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым. Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.
Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка)
Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Основные разновидности идолов площади: Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей): словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»); словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар). Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.
Учение об «идолах» разума Идолы театра
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт как источник знания
Природа научного познания Опыт и эксперимент
Природа научного познания Опыты светоносные и плодоносные
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. Огненные метеоры. Воспламеняющиеся молнии. Извержение пламени из горных недр и т. д. Всякое пламя. Раскалённые тела. Естественные горячие источники. Кипящие или нагретые жидкости. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла.
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню, Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем. Негашёная известь, смоченная водой. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань. Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов.
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба. Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д., которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения. И прочее.
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое.
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На этом сближении и строится новый бэконовский метод. То, что существенно для данной природы, необходимо. То, что необходимо, должно присутствовать всюду, где встречается данная природа. То, что отсутствует хоть где-нибудь, где присутствует данная природа, не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
Индуктивная логика Таблицы степеней, или сравнений
Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)
Индуктивная логика Modus tollendo ponens