РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ НАУКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. В чем же это проявлялось? 1. МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ. В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как высшей ценности. В эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отношения же человека к Богу и к самому себе выступают как производные. 2. МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ПОЗНАНИЯ. Поскольку всё связано со всем и всё взаимопроникает во всё, постольку всё (а не только Бог) достойно быть предметом познания. 3. МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЗНАНИЯ. Ренессансный онтологический пантеизм, в свою очередь, повлек за собой гносеологический плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на свое мировоззрение. Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более того, именно содержащая новизну позиция наиболее предпочтительна. С этого начинается формирование исторического мышления, ощущение культурно-исторической дистанции, постепенное формирование духа новаторства.
ХРИСТИАНСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Ученый должен верить в существование материального мира (буддизм и индуизм). Материальный мир не только существует, но этот материальный мир является благим (неоплатонизм, гностицизм). Хотя мир есть благ, но мир не есть Бог (пантеизм). Мир един: физические константы одинаковы в любой точке пространства и времени (политеизм). В мире есть разум, т.е. мир закономерен и эти законы написаны на человеческом языке (атеизм).
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС № 1
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС № 1 1. «КАРТЕЗИАНСКОЕ СОМНЕНИЕ»: поиск несомненного основания познания - СOGITO, ERGO SUM. 2. СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ И ВИДЫ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ Согласно Декарту, мышление человека включает в себя три части: А) На нижней ступени – «здравый смысл». Б) Далее следует рассудок - специальная деятельность, направленную на построение и применение суждений, умозаключений, доказательств, нахождение доводов, аргументов или опровержений. В) Высший уровень мышления представляет собой интеллект. Он снабжает нас врожденными идеями, столь ясными и отчетливыми, что мы "усматриваем умом" их истинность непосредственно, интуитивно. Декарт называет три вида подобных идей: - ИДЕЯ БОГА; - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ; - БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС № 1 3. УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ. Положения метода Декарта сводятся к четырем правилам: А) Принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению; Б) Разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы; В) Выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность в направлении от простого к сложному; Г) Составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.