Возникновение греческой философии. Греческая философия как особое духовное явление возникает в VII-VI столетиях до н. э. в греческих городах-колониях на побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода. Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии. С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур.
Стоицизм Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло от портика в котором собирались первые стоики. Основоположник - Зенон Китионский (на рисунке), самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Разделили философию на три части: физику, логику и этику. В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Весь мир наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи. Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом. В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка. В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.
Философия стоиков Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Поэтому они считали себя гражданами мира, т.е. космополитами. Следование судьбе для них означало подчинение своего личного блага благу государства, каким бы оно ни было. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь. Поэтому многие стоики шли на государственную службу, рассматривая ее как свою судьбу. Это понимание мира как огромного государства соответствовало общественной ситуации, когда государство превратилось в необозримую, сверхчеловеческую машину, отчужденную от отдельной личности. В логике стоики разрабатывали идеи, которые потом вошли в основу современной логики высказываний. Стоики ввели и само слово “логика”.
Учение стоиков Вселенной управляет разум (Бог, Судьба) Все, что происходит, является не только необходимым, но и благим Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом Дурные поступки других не причиняют нам вреда, скорее нам вредят наши мнения об этих поступках Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства
В чем заключается счастье? Во власти человека: Разум Свобода Мужество
Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) Древнегреческий философ-материалист, сторонник атомистического учения Демокрита, основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад». Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог. Для доказательства наличия свободы воли допустил возможность произвольного отклонения атомов, что делает их поведение непредсказуемым. Призывал не бояться смерти, утверждая, что она не имеет к нам никакого отношения; учил о смертности составленной из атомов души. Боги обитают в междумириях и не вмешиваются в земные дела; их не следует бояться и о чём-то умолять. В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум. Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия. Выдвинул девиз: «Проживи незаметно».
Годы жизни Эпикура: 341-270 до н.э., родился на острове Самос, в возрасте 35 лет переселился в Афины и основал свою школу на окраине Афин. Назвал ее “Сад”. Школа просуществовала более восьми столетий, была центром античного материализма и атеизма. На воротах в Сад была надпись: “Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо”. Годы жизни Эпикура: 341-270 до н.э., родился на острове Самос, в возрасте 35 лет переселился в Афины и основал свою школу на окраине Афин. Назвал ее “Сад”. Школа просуществовала более восьми столетий, была центром античного материализма и атеизма. На воротах в Сад была надпись: “Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо”. Эпикур написал около 300 сочинений, но сохранились лишь 3 письма, в которых Эпикур излагает свои философские взгляды, и отдельные афоризмы. По Эпикуру философия – это размышления, обеспечивающие счастливую, безмятежную жизнь, свободную от страданий. То есть философия понимается как способ достичь атараксии. Но нашей безмятежности мешает страх смерти. Смерть есть отсутствие ощущений. Поэтому смерть невозможно ощутить, и, следовательно, невозможно встретиться со смертью. Поэтому смерть не имеет к нам отношения. “Когда мы существуем, смерти еще нет, а когда она есть, тогда мы уже не существуем”.
В эпикурействе можно различать учение о бытии, или физику, теорию познания и этику. Физику Эпикур заимствует у Демокрита. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи. Эпикур вводит понятие “клинемен” – самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят события. Тем самым Эпикур вводит в мир случайность, в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность мнимая. Понятие “клинемен”, или произвольное отклонение атомов, позволяет Эпикуру обосновать человеческую свободу как возможность ухода от рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного. Эпикур строит такую физику, где есть место человеческой свободе. Не случайно Эпикур свой Сад основал на окраине Афин, т.е. в стороне, чтобы все события катились мимо.
Теория познания Эпикура. Эпикур допускает любое объяснение природных событий при выполнении двух условий. Теория познания Эпикура. Эпикур допускает любое объяснение природных событий при выполнении двух условий. Первое: объяснение должно позволять безмятежно, т.е. без страданий, существовать объясняющему. Второе: объяснение не должно противоречить чувственному восприятию. Цель познания – не знания того, каковы вещи сами по себе, но достижение атараксии. сам процесс познания Эпикур объясняет через теорию истечения. От предметов отделяются, истекают непрерывно и постоянно тончайшие образы, копирующие сами предметы. Он их называет идейками. Эти идейки достигают наших органов чувств зрения, обоняния, слуха и т.д. и порождают в них восприятие предметов, совпадающие с самими предметами.
Этика Эпикура Этика есть путь к счастливой жизни. А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий. Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости.
Изречения Эпикура «Пусты слова того философа, которыми не излечивается никакое человеческое страдание» «Нельзя жить приятно, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя приятно» «Кому мало немногого, тому мало всего» Эвдемонизм Высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное) Никто не может осчастливить человека, кроме него самого Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх Перед богами Перед смертью Перед судьбой
Марк Туллий Цицерон (106- 43 гг. до н.э.) Древнеримский философ, политический деятель, оратор Провёл большую работу по популяризации греческой философии в Риме, подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминам Склонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школ Основные философские работы: «Тускуланские беседы», «О природе богов» В качестве политического деятеля Цицерон был одним из последних приверженцев республики и погиб в ходе репрессий цезарианцев.
Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в Египте, в конце жизни переехал в Рим. Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в Египте, в конце жизни переехал в Рим. Написал ряд трактатов, объединённых после его смерти в 7 «эннеад»(девяток) по близости обсуждаемых в них вопросов. Стремление к идеальному и презрение к материи доходило у Плотина до того, что он запрещал отмечать свой день рождения. Исток мироздания - Единое, в котором пропадают все различия. О Едином невозможно ничего высказать, оно лишено всех качеств и недоступно рациональному постижению.Познать Единое можно только мистически, в состоянии экстаза. Появление всего остального представлял в качестве эманации (излияния) Единого в небытие. В результате образуются по мере ослабления потока Единого всё менее совершенные формы бытия: Ум, Душа, Материя. Материя для Плотина «не сущее», тьма, мрак. Хотя в философии Плотина много общего с христианством, он его не принял. Вместе с тем неоплатонизм оказал значительное влияние на развитие средневековой философии.