Понятие бытия и его основные формы. Понятие бытия и его основные формы. Категория бытия в истории философии. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты материального бытия. Пространствено-временная организация бытия.
Онтология – учение о бытии. Онтология – учение о бытии. Бытие - все сущее (существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой.
В основе бытия лежит объединяющее начало. В основе бытия лежит объединяющее начало. Субстрат – «То, из чего все сделано» Субстанция (лат.) – сущность, то, что лежит в основе.
1. Бытие неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы. 1. Бытие неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы. 2. Бытие человека. 3. Бытие идеальное. Как единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений. 4. Бытие социальное.
Античная философия (11 в. До н. э. – 5-6 вв. н. э.). Античная философия (11 в. До н. э. – 5-6 вв. н. э.). Натурфилософия. Античный атомизм. Платон. Аристотель.
Поиск "первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности. Поиск "первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности. Под субстратом или первоначалом мира понимали: — воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.— воздух: Анаксимен, воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду. — апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении; — огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь – логос. атомы и пустота – Демокрит, Левкипп.
Парменид. Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". -Утверждается тождество бытия и мышления. Бытия - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme). Парменид. Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". -Утверждается тождество бытия и мышления. Бытия - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme).
Идеалистическая система. Бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («эйдосов"). Идеалистическая система. Бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («эйдосов"). Вещи существуют только в силу причастности этим сущностям.
Признание единичного бытия вещи как субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по себе. Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы. Признание единичного бытия вещи как субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по себе. Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы. Основа бытия - единичное существование содержит в себе четыре причины: материальную (то, из чего вещи состоят, их субстрат), формальную (благодаря чему образуется облик вещи, ее сущность), действующую (источник возникновения и движения, превращения возможности в действительность) и целевую (то, ради чего производятся изменения, конечное предназначение).
Периодизация: 4 – 14 век н. э. Периодизация: 4 – 14 век н. э. Принцип креационизма. Проблема универсалий. Концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Периодизация эпохи нового времени: 15 – 17 вв. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Лейбниц, Спиноза. Дж. Локк, Т. Гоббс). Периодизация эпохи нового времени: 15 – 17 вв. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Лейбниц, Спиноза. Дж. Локк, Т. Гоббс). Концепция бытия, которая обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания.
Дуализм Р. Декарта. Дуализм Р. Декарта. Плюрализм Лейбница. Пантеизм Спинозы.
По Декарту,субстанциальная основа мысли о бытии обнаруживается в чистом акте самосознания («когито»). В «когито» Я открывает мышление как первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то время как существование другой, материальной субстанции открывается ему опосредованно, через Бога. Мыслящая субстанция- непротяженна, неделима, поэтому является предметом метафизики. По Декарту,субстанциальная основа мысли о бытии обнаруживается в чистом акте самосознания («когито»). В «когито» Я открывает мышление как первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то время как существование другой, материальной субстанции открывается ему опосредованно, через Бога. Мыслящая субстанция- непротяженна, неделима, поэтому является предметом метафизики. Телесная субстанция – протяженна, делима на части, имеет форму и движется. Она составляет предмет физической науки.
Спиноза. Бог как субстанция – это творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех творениях, т.е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является причиной самого себя. Спиноза. Бог как субстанция – это творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех творениях, т.е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является причиной самого себя. Лейбниц. Под субстанцией он понимает простейшее, неделимое, неповторимое, самодостаточное, активное и способное к восприятию (перцепции) начало бытия – монаду.
И. Кант. Мир чувственных предметов, созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит актуально или потенциально присутствовать в опыте. Предмет как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в результате соединения (синтеза) чувственной материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта. В мире опыта или явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям души, природы. Богу. Это непознаваемые «вещи в себе». И. Кант. Мир чувственных предметов, созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит актуально или потенциально присутствовать в опыте. Предмет как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в результате соединения (синтеза) чувственной материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта. В мире опыта или явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям души, природы. Богу. Это непознаваемые «вещи в себе».
Г. Гегель. Г. Гегель. Абсолютный идеализм. Тождество мышления и бытия. Диалектический метод.
20-21 век. Представители:. М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер. 20-21 век. Представители:. М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер. Онтология, которая ориентируется на бытие человека в мире, считая, что только через «погружение» в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное неразделимо, могут быть прояснены тайны бытия мира, ибо человеческое бытие единственное в универсуме, способное к вопрошанию Бытия.