Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается выдающимися людьми. Короли, цари , вожди, полководцы якобы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе соц. Действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие ее на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в её силах. Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается выдающимися людьми. Короли, цари , вожди, полководцы якобы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе соц. Действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие ее на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в её силах. История вершится людьми в соответствии с объективными законами. А народ в свою очередь нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.
ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. 3)Основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека.
Народ Исторические личности
Единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. Единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. Слои и классы, которые способствуют развитию общества. Нация. Неиссякаемый источник духовных ценностей. Творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Семья +Семья + Семья = …
В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». В 1945 году в Уставе ООН был закреплен принцип равноправия и самоопределения народов. С этого момента народы стали субъектами международного права. Но общепринятого международным сообществом понятия «народ» нет. На практике народом в разных случаях называют племя, группу племен, народность, этническую общность, религиозную общность, языковую общность, нацию, население стран, граждан государств. Народ (нация) имеет право на самоопределение — самостоятельно определять форму своего государственного существования. Право на самоопределение предполагает свободное установление народом форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии. Народ имеет право отделения и образования независимого государства, определять его внутреннего устройство, общественный строй, форму правления. Право на самоопределение является коллективным правом народа, относится к общепризнанным нормам международного права. Право на самоопределение рамках существующего многонационального государства подразумевается в Конституции Российской Федерации. Право народов на полное самоопределение вплоть до выхода из состава существующего государства не встречается ни в одной конституции мира. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». В 1945 году в Уставе ООН был закреплен принцип равноправия и самоопределения народов. С этого момента народы стали субъектами международного права. Но общепринятого международным сообществом понятия «народ» нет. На практике народом в разных случаях называют племя, группу племен, народность, этническую общность, религиозную общность, языковую общность, нацию, население стран, граждан государств. Народ (нация) имеет право на самоопределение — самостоятельно определять форму своего государственного существования. Право на самоопределение предполагает свободное установление народом форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии. Народ имеет право отделения и образования независимого государства, определять его внутреннего устройство, общественный строй, форму правления. Право на самоопределение является коллективным правом народа, относится к общепризнанным нормам международного права. Право на самоопределение рамках существующего многонационального государства подразумевается в Конституции Российской Федерации. Право народов на полное самоопределение вплоть до выхода из состава существующего государства не встречается ни в одной конституции мира.
КЛАССЫ общественные, относительно устойчивые группы социальные, имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (см. Марксизм, Социализм). В социологии выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) (см. Социальная стратификация, Сословие, Статус социальный). В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов. КЛАССЫ общественные, относительно устойчивые группы социальные, имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (см. Марксизм, Социализм). В социологии выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) (см. Социальная стратификация, Сословие, Статус социальный). В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.
НАЦИЯ, (от лат. natio — народ) — в теории права историческая общность людей. Часто термин «нация» употребляется как синоним понятия «народ». В конституционном праве англо- и романоязычных стран термин «нация» обычно имеет значение государства, общества, всех граждан. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, образованием общей системы хозяйства, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия. НАЦИЯ, (от лат. natio — народ) — в теории права историческая общность людей. Часто термин «нация» употребляется как синоним понятия «народ». В конституционном праве англо- и романоязычных стран термин «нация» обычно имеет значение государства, общества, всех граждан. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, образованием общей системы хозяйства, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
Народу мы обязаны самим фактом возникновения зачатков научного знания и искусства. Народ в своем коллективном творчестве изобрел каменные, деревянные, металлические орудия, стрелы и т.д.Источники научных знаний и технического творчества заключены в том огромном опыте, который по крупицам накапливает народ. Величайшее творение народа – язык. Народная фантазия создала поэтические образы, пластичные танцы, вышивки, живопись, архитектуру. Лучшие творения великих писателей и поэтов мира созданы на основе художественного обобщения и развития коллективного творчества народа. Народу мы обязаны самим фактом возникновения зачатков научного знания и искусства. Народ в своем коллективном творчестве изобрел каменные, деревянные, металлические орудия, стрелы и т.д.Источники научных знаний и технического творчества заключены в том огромном опыте, который по крупицам накапливает народ. Величайшее творение народа – язык. Народная фантазия создала поэтические образы, пластичные танцы, вышивки, живопись, архитектуру. Лучшие творения великих писателей и поэтов мира созданы на основе художественного обобщения и развития коллективного творчества народа.
СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их
«А есть ли что правдивее на свете, «А есть ли что правдивее на свете, Чем храбрый, независимый народ? Верховной властью древле - облеченный Он сам свои деянья поверяет И преклоняет ухо ко всему, Что человечно.» ( Ф. Шиллер) Философия Истории имеет своим предметом всемирно – историческое движения народов мира в их едином целом , те принципы и законы, которые лежат в основании этого движения, решающие причины, определяющие социальные события, такие как революции, войны и т.д. Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обуславливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.
Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие её на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в её силах. Они являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми , духовными руководителями, понимающими, что нужно и что современно, и ведущими за собой других, массу. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие её на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в её силах. Они являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми , духовными руководителями, понимающими, что нужно и что современно, и ведущими за собой других, массу.
Петр Великий Петр Великий = личностные качества - трудолюбие - целеустремленность - новаторские идеи + обстоятельства - отсталость России от европейских стран
Всемирно–исторические личности – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанционный элемент, составляющий волю мирового духа или Разум истории. В.И.Л. = личные + обстоятельства + Мировой качества дух
Исторические личности обладают такими личностными качествами как собственный ум, воля, характер, опыт, знания, моральный облик. Величие человека определяется и прирожденными задатками, и приобретенными качествами ума и характера. Гениальность неразлучна с героизмом. Герои противопоставляют свои новые принципы жизни старым, на которых покоятся существующие нравы и учреждения. Исторические личности обладают такими личностными качествами как собственный ум, воля, характер, опыт, знания, моральный облик. Величие человека определяется и прирожденными задатками, и приобретенными качествами ума и характера. Гениальность неразлучна с героизмом. Герои противопоставляют свои новые принципы жизни старым, на которых покоятся существующие нравы и учреждения. За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными.
Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека – это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился! То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, - чистая случайность. Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека – это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился! То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, - чистая случайность.
Всемирно-историческими личностями, или героями , Г. Гегель называл тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент , составляющий волю Мирового духа или Разума истории. Они черпают свои цели и свое призвание не из спокойного, упорядоченного хода вещей, а из источника, содержание которого скрыто.Судьба, как правило, складывается несчастливо, потому что их призвание заключается в том, чтобы быть уполномоченными, доверенными лицами Мирового духа, осуществляющего через них и сквозь них свое необходимо историческое шествие… И как только Мировой дух достигает благодаря им своих целей, он больше не нуждается в них и они « опадают, как пустая оболочка зерна». Всемирно-историческими личностями, или героями , Г. Гегель называл тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент , составляющий волю Мирового духа или Разума истории. Они черпают свои цели и свое призвание не из спокойного, упорядоченного хода вещей, а из источника, содержание которого скрыто.Судьба, как правило, складывается несчастливо, потому что их призвание заключается в том, чтобы быть уполномоченными, доверенными лицами Мирового духа, осуществляющего через них и сквозь них свое необходимо историческое шествие… И как только Мировой дух достигает благодаря им своих целей, он больше не нуждается в них и они « опадают, как пустая оболочка зерна».
= = Личные качества активность целеустремленность + Обстоятельства отсталость от других европейских стран + Мировой дух
Исторические личности благодаря тем или иным Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера могут изменять лишь индивидуальную форму событий и некоторые частные их последствия. Они не могут изменить их общее направление и повернуть историю вспять. Высокая власть несет тяжелые обязанности. В Библии сказано: «Кому многое дано, с того многое и спросится»В следствие у многих исторических личностей складывалась «личная трагедия».
При любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответвленною роль в жизни и развитии данного общества. От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется далеко не всё. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства. Народ-это не однородная и неодинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность. При любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответвленною роль в жизни и развитии данного общества. От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется далеко не всё. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства. Народ-это не однородная и неодинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.
Народ – благородная сила, животворящая своим трудом общество и продвигающая его вперед. Народ – благородная сила, животворящая своим трудом общество и продвигающая его вперед. Историческая личность – личность вознесенная силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории. История - процесс развития природы и общества. Исторический процесс -это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества; его прослеживают, обращаясь к цивилизациям, изменениям внутри них, а также смене одних цивилизаций другими. Революция - (от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).
Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Нация - историческая общность людей История - Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
«Идея непрекращающегося прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет и смысла; бесконечный прогресс – это самая пустая и мрачная мысль». (В.Ф Шеллинг) «Идея непрекращающегося прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет и смысла; бесконечный прогресс – это самая пустая и мрачная мысль». (В.Ф Шеллинг) «Весь исторический ход общественной жизни является ни чем иным, как прогрессирующим приспособлением человека в его естественной живой среде». (Г. Спенсер) «Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государству». (В. Гюго)
« Чем менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей , тем более они становятся небрежными и исполняют глупости и наглости». « Чем менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей , тем более они становятся небрежными и исполняют глупости и наглости». (Демокрит) « Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле». (Г.К. Лихтенберг) «Каким хочешь будь самодержавцем, все же будешь поплавком на воде, который, действительно, остается наверху и будто заведует ею, а в сущности носится водой и с её уровнем поднимается и опускается». (А.И.Герцен)
« Судьба народа, стремительно приближающего к политическому упадку, может быть предотвращена только гением». « Судьба народа, стремительно приближающего к политическому упадку, может быть предотвращена только гением». (Г.В. Гегель) «Мир лишь тогда станет счастливым, когда мудрецы станут царями или цари мудрецами» (Платон)
Тест Тест 1)Кто из представленных исторических деятелей является всемирно-исторической личностью? А) В) С) 2)Кто из представленных людей не является исторической личностью? А) В) С)
3)Какое из трех определений «народ» неверно? 3)Какое из трех определений «народ» неверно? А)творец истории В)Семья + Семья + Семья + … С)общество состоящее из индивидов. 4)Кому принадлежит высказывание о Мировом духе? А)Г.Гегель В)И.В.Гете С)Г.Спенсер 5)Необходимый фактор всемирно-исторической личности А)Внешние качества В)Сила духа С)Мировой дух
Подумайте почему именно народ является двигателем исторического прогресса? Подумайте почему именно народ является двигателем исторического прогресса?
А.Г.Спиркин - Философия А.Г.Спиркин - Философия Энциклопедия Кирилла и Мефодия Бобров В.В. - Введение в философию Большая советская энциклопедия