Учение о «призраках» («идолах») разума Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens
Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575) Служба в английском посольстве во Франции (1576-1579) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер (1618-1621) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне
Типичные примеры идолов рода: Типичные примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным). Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле. Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.
Типичные примеры идолов пещеры: Типичные примеры идолов пещеры: Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно. Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними. Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым. Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.
Основные разновидности идолов площади: Основные разновидности идолов площади: Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей): словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»); словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар). Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. Огненные метеоры. Воспламеняющиеся молнии. Извержение пламени из горных недр и т. д. Всякое пламя. Раскалённые тела. Естественные горячие источники. Кипящие или нагретые жидкости. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню, Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем. Негашёная известь, смоченная водой. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань. Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба. Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д., которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения. И прочее.
Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое.
Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На этом сближении и строится новый бэконовский метод. То, что существенно для данной природы, необходимо. То, что необходимо, должно присутствовать всюду, где встречается данная природа. То, что отсутствует хоть где-нибудь, где присутствует данная природа, не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.