Рене Декарт «Cogito ergo sum…»
Латинизированное имя — Рене Картезий (Cartesius) Место рождения: Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) (Франция) Место смерти: Стокгольм, Швеция Основные интересы: метафизика, эпистемология, математика
Школа/традиция: картезианство, рационализм Направление: Европейская философия Основной вклад в философию: идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения; картезианский дуализм; онтологическое доказательство бытия Божия.
Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи: Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.
Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права (где занимался ещё и изучением медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе;
В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи; В1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.
Основные философские труды. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». «Мир, или Трактат о свете» (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; Работа «Рассуждение о методе» (1637), с которой и началась новоевропейская философия; Главное философское сочинение «Размышления о первой философии» (1641); «Первоначала философии» (1644) - компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г.
Основатели философии Нового времени.
Рене Декарт - великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии: устранение препятствий на пути объективно-достоверного познания.
Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке - оказалась в принципе не разрешимой в его философии.
Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия: Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.
Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения:
Опорные точки рационализма. Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно (метод Ф. Бэкона): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно (метод Р. Декарта).
Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода: Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью (это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости»). Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.
Понятие «ясного и внимательного ума». Главный принцип рационализма: Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света: интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие «ясного и внимательного ума» - интуиция непосредственна.
Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал: Идеи, который каждый человек получает извне; Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме; Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают: ясность, отчетливость, простота.
Помимо врожденных идей имеются и Пример: положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях.
Методическое сомнение. Главный вопрос философии:
Решение этих задач имело своей предпосылкой преодоление философского скептицизма. Первый шаг в его опровержении: всеобщее и полное сомнение. А сомнение – это мыслительная деятельность.
Непосредственная достоверность сознания. В качестве мыслящего я наверняка существую: Достоверное знание существует, т.к. существует сам мыслящий человек.
Этические взгляды. идея совершенного существа как истинного объекта любви; идея противоположности духа материи, предписывающая нам удаляться от всего телесного; идея бесконечности вселенной, предписывающая "возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью; идея солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу.
Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире. (с) Здравый смысл - самая распространенная вещь на свете потому, что каждый думает, будто наделен им в полной мере. (с) Одиночество нужно искать в больших городах. (с) Чему завидуют больше всего, так это славе. (с) Жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим. (с)
Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (с) Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды и желания. (с) Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. (с) Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Ничто из ничего не получается. /Ex nihilo nihil fit/. (с) Мы можем давать себе отчет о состоянии здоровья нашего тела, но о состоянии ума - никогда. (с)