МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИЛекция 10 Религиозно-философский ренессанс
Религиозно-философский ренессанс Религиозно-философские собрания и обществаРелигиозно-философские собрания (1901‑1903) Петербургское (Петроградское) религиозно-философ-ское общество (1907‑1917). Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (1905‑1918)Деятели религиозно-философского ренессансаВ. В. Розанов (1856-1919)Д. С. Мережковский (1865-1941)В. И. Иванов (1866-1949)Андрей Белый (1880-1934)Сборник «Вехи» (1909)М. О. Гершензон (1869-1925)Н. А. Бердяев (1874-1948)С. Н. Булгаков (1871-1944)Б. А. Кистяковский (1868-1920)П. Б. Струве (1870-1944)С. Л. Франк (1977-1950)
Религиозно-философские собрания и общества Религиозно-философские собрания (1901‑1903) Петербургское (Петроградское) религиозно-философское общество (1907‑1917) Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (1905‑1918)
Деятели религиозно-философского ренессанса (литераторы ) В. В. Розанов (1856-1919)Д. С. Мережковский (1865-1941)В. И. Иванов (1866-1949)Андрей Белый (1880-1934)
В. В. Розанов (1856-1919) Антропология («метафизика пола»)Критика «исторического христианства»Христианство Вифлеема и христианство Голгофы Религия Авраама и религия ХристаИсториософский пессимизмЧеловек как средствоЧеловек как жертва
Д. С. Мережковский (1865-1941) «Религиозный мате-риализм»: «правда о плоти»Историософия: «три Завета»Завет ОтцаЗавет СынаЗавет ДухаРелигиозный анар-хизм
В. И. Иванов (1866-1949) Историософия«Критическое» и «органи-ческое» началоОнтологическая природа творчестваФилософия искусства Реинтеграция культурыИскусство как теургияИдеалистический и реа-листический символизмФилософия религии: «дионисийство»
Андрей Белый (1880-1934) Символизм как миропонимание Внесение смысла в бессмысленный мир «Пересоздание мироздания»
Сборник «Вехи» (1909) Н. А. Бердяев. Фило-софская истина и ин-теллигентская правда С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество М. О. Гершензон. Твор-ческое самосознание А. С. Изгоев. Об интел-лигентной молодёжи Б. А. Кистяковский. В защиту права П. Б. Струве. Интелли-генция и революция С. Л. Франк. Этика ниги-лизма
М. О. Гершензон (1869-1925) Две главные цели «Вех»:Обоснование дела свобо-ды на религиозно-культур-ных началах Обличение «идолов» ле-вой общественности «Творческое самосозна-ние»Кабинетное резонёрствоДуховный максимализмСектантская нетерпимость
Н. А. Бердяев (1874-1948) «Философская истина и интеллигентская правда»«Кружковщина»Утилитарно-моральная установкаПренебрежение истиной
С. Н. Булгаков (1871-1944) «Героизм и подвижни-чество»Духовная гордыня и нравственное смирение Примитивность фило-софско-исторических концепций Догматизм русской интеллигенции
Б. А. Кистяковский (1868-1920) «В защиту права»Пренебрежительное от-ношение к формально-му праву как «низшей» сфере
П. Б. Струве (1870-1944) «Интеллигенция и революция»Навязчивая идея револю-ционного переворота Истинный путь прогресса
С. Л. Франк (1977-1950) «Этика нигилизма»Нигилистическая религия земного благополучия Безнравственная идея «коллективной пользы»
¿ Вопросы ?