ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекция 10 Религиозно-философский ренессанс
Религиозно-философский ренессанс Религиозно-философские собрания и общества Религиозно-философские собрания (1901 1903) Петербургское (Петроградское) религиозно-философ-ское общество (1907 1917). Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (1905 1918) Деятели религиозно-философского ренессанса В. В. Розанов (1856-1919) Д. С. Мережковский (1865-1941) В. И. Иванов (1866-1949) Андрей Белый (1880-1934) Сборник «Вехи» (1909) М. О. Гершензон (1869-1925) Н. А. Бердяев (1874-1948) С. Н. Булгаков (1871-1944) Б. А. Кистяковский (1868-1920) П. Б. Струве (1870-1944) С. Л. Франк (1977-1950)
Религиозно-философские собрания и общества Религиозно-философские собрания (1901 1903) Петербургское (Петроградское) религиозно-философское общество (1907 1917) Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (1905 1918)
Деятели религиозно-философского ренессанса (литераторы) В. В. Розанов (1856-1919) Д. С. Мережковский (1865-1941) В. И. Иванов (1866-1949) Андрей Белый (1880-1934)
В. В. Розанов (1856-1919) Антропология («метафизика пола») Критика «исторического христианства» Христианство Вифлеема и христианство Голгофы Религия Авраама и религия Христа Историософский пессимизм Человек как средство Человек как жертва
Д. С. Мережковский (1865-1941) «Религиозный мате-риализм»: «правда о плоти» Историософия: «три Завета» Завет Отца Завет Сына Завет Духа Религиозный анар-хизм
В. И. Иванов (1866-1949) Историософия «Критическое» и «органи-ческое» начало Онтологическая природа творчества Философия искусства Реинтеграция культуры Искусство как теургия Идеалистический и реа-листический символизм Философия религии: «дионисийство»
Андрей Белый (1880-1934) Символизм как миропонимание Внесение смысла в бессмысленный мир «Пересоздание мироздания»
Сборник «Вехи» (1909) Н. А. Бердяев. Фило-софская истина и ин-теллигентская правда С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество М. О. Гершензон. Твор-ческое самосознание А. С. Изгоев. Об интел-лигентной молодёжи Б. А. Кистяковский. В защиту права П. Б. Струве. Интелли-генция и революция С. Л. Франк. Этика ниги-лизма
М. О. Гершензон (1869-1925) Две главные цели «Вех»: Обоснование дела свобо-ды на религиозно-культур-ных началах Обличение «идолов» ле-вой общественности «Творческое самосозна-ние» Кабинетное резонёрство Духовный максимализм Сектантская нетерпимость
Н. А. Бердяев (1874-1948) «Философская истина и интеллигентская правда» «Кружковщина» Утилитарно-моральная установка Пренебрежение истиной
С. Н. Булгаков (1871-1944) «Героизм и подвижни-чество» Духовная гордыня и нравственное смирение Примитивность фило-софско-исторических концепций Догматизм русской интеллигенции
Б. А. Кистяковский (1868-1920) «В защиту права» Пренебрежительное от-ношение к формально-му праву как «низшей» сфере
П. Б. Струве (1870-1944) «Интеллигенция и революция» Навязчивая идея револю-ционного переворота Истинный путь прогресса
С. Л. Франк (1977-1950) «Этика нигилизма» Нигилистическая религия земного благополучия Безнравственная идея «коллективной пользы»